Краткое содержание книги

2013

Кто спускает курок истории

Грицаев Е.И.

Книга Евгения Ильича Грицаева "Кто спускает курок истории" предлагает глубокий анализ человечности, ее роли в развитии общества и истории. Автор вводит понятие «эффектора человечности», которое представляет собой процесс связи личности и общества, материального и идеального, прошлого и настоящего. Этот эффектор определяет смысл жизни и «спускает курок истории» в каждой рефлексии и поступке.

Ключевые идеи книги:

  • Человечность в действии: Грицаев подчеркивает, что человечность должна проявляться не только в мыслях, но и в поступках. Он критикует идею о том, что достаточно духовной революции, утверждая, что человечность должна быть связана с материальным миром. «Человечность внутри и снаружи каждой личности должна обязательно выливаться в поступок».
  • Свобода и необходимость: Свобода рассматривается не как независимость, а как адекватная связь духа с природой, реализуемая через эффектор человечности. Грицаев подчеркивает диалектическую связь свободы и необходимости в процессе развития. «Истинная человеческая свобода исходит не от материи, и не от духа, а от адекватной связи духа с природой, то есть от эффектора человечности».
  • Человек и общество: Автор критикует идею о том, что человек является продуктом социальной среды. Он утверждает, что человек – это сознательно-процессное явление, связанное с обществом через эффектор человечности. «Человек это не преходящее явление природы, как это обычно считается, и не социальное порождение, а сознательно-процессное явление».
  • Осознание и связь: Осознание выделяется как ключевая характеристика человека, позволяющая ему связывать материальное и духовное. Грицаев подчеркивает важность эффектора развития и его связь с эффектором человечности. «Только человек обладает осознанием (сознанием в действии, сознанием-процессом) и связывает материальное и духовное сознательно - через человечность в виде действия эффектора человечности».
  • Символы и смысл: Символы рассматриваются как инструменты для вхождения в процесс осознания и обретения смысла. Автор отмечает, что не всякая абстракция может стать целостностью, поскольку для этого она должна обрести смысл и материализоваться в поступок. «Абстракция это инструмент для вхождения в процесс, инструмент обретения процессности, то есть осознания».

Примеры из истории:

  • Революция 1917 года: Грицаев анализирует революцию как пример того, как перекос равновесия процесса развития эффектора человечности может привести к революционным изменениям. Он отмечает, что революция предотвратила становление тоталитарного режима в мировом масштабе.
  • Многополярный мир: Автор объясняет, почему США не стали мировым «господином» после распада СССР, указывая на необходимость многополярного мира для объективного развития сущего.

Переосмысление понятий:

  • Бытие и ничто: Грицаев переосмысливает понятие «ничто» у Сартра, рассматривая его не как разрушительное начало, а как необходимое связующее звено в цепи развития. Он утверждает, что бытие может порождать бытие только через ничто.
  • Свободобытие: Автор различает бытие человека и его «свободобытие», которое представляет собой процесс, эффектор человечности, вечное стремление к развитию.
  • История человечества: Грицаев не согласен с утверждением, что история человечества написана только кровью. Он подчеркивает, что история также включает в себя полеты мысли, творчество, культуру и человечность. «Нет, история написана не только кровью, но и полетами мысли и творчества, культуры и человечности».
  • Добро и зло: Автор отвергает идею о том, что человек должен выбирать между добром и злом. Он утверждает, что человек связывает и развивает их в диалектической связке как целостность.
  • Бог и выбор человека: Грицаев считает, что Бог постоянно вмешивается в выбор человека через действие объективных отборов развития. Он подчеркивает важность субъективного развития объективного и сотворчества с Богом.

Заключение:

Книга "Кто спускает курок истории" предлагает новый взгляд на человечность и ее роль в развитии общества и истории. Эффектор человечности выступает как ключевой механизм, связывающий материальное и духовное, прошлое и настоящее, личность и общество.