Краткое содержание книги

1946

Взгляд на 'Путешествия Гулливера'

Оруэлл Д.

В своем эссе Оруэлл анализирует «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, выделяя ключевые темы и противоречия, присущие этому произведению.

Критика человечества и эволюция Гулливера:

Оруэлл отмечает, что Свифт использует Гулливера как инструмент для критики человечества с разных сторон. В разных частях книги Гулливер меняется: от практичного путешественника до мизантропа, отвращающегося от человечества. «В Четвертой выясняется, что он питает отвращение к роду человеческому, хотя ранее это не ощущалось или ощущалось только моментами».

Политическая сатира:

Оруэлл считает, что «Путешествия Гулливера» содержат политическую сатиру, направленную против Англии, войны с Францией и колониализма. В Лилипутии (аллегория Англии) Гулливера обвиняют в государственной измене, а в Блефуску (аллегория Франции) встречают с добротой. «Совершенно ясно, что враждебность Свифта обращена прежде всего на Англию».

Отношение к науке:

Свифт критикует как лженауку, так и «чистую науку», считая, что научные исследования должны иметь практическую цель. Описание Академии в Лагадо – сатира на ученых, занятых бесполезными и абсурдными проектами. «...никогда не мог найти ничего общего между математикой и политикой».

Гуигнгнмы и Йэху:

Гуигнгнмы – лошади, обладающие разумом и добродетелью, представляют собой идеал Свифта. Их общество основано на разуме и отсутствии страстей. Йэху – отвратительные человекоподобные существа, символизируют пороки и низменные инстинкты человечества. «Увы, даже гениальный дар Свифта не помог ему создать образчик творения, по которому можно было бы судить о поэтическом искусстве гуигнгнмов».

Реакционные взгляды и критика тоталитаризма:

Оруэлл считает, что Свифт придерживался реакционных взглядов, не веря в прогресс и социальное равенство. В Третьей части Свифт с провидческой ясностью описывает тоталитарное общество с его шпионажем и подавлением инакомыслия. «...большая часть населения состоит сплошь из разведчиков, свидетелей, доносчиков, обвинителей, истцов, очевидцев, присяжных...».

Анархическое общество гуигнгнмов:

Оруэлл отмечает, что анархическое общество гуигнгнмов, управляемое разумом, на самом деле является тоталитарным, где нет места инакомыслию. «...говорилось только о деле, и речи выражались в очень немногих, но полновесных словах».

Унижение человека и сходство с Толстым:

Оруэлл утверждает, что конечная цель Свифта – унижение человека, подчеркивая его слабость, ничтожность и порочность. Он видит сходство между Свифтом и Толстым в их пессимизме, анархических взглядах и отвращении к человеческой плоти. «Конечная цель Свифта, как всегда, - унижение человека...».

Восхищение Свифтом и литературные достоинства:

Несмотря на неприятие взглядов Свифта, Оруэлл признает его литературный гений и восхищается «Путешествиями Гулливера». Он отмечает мастерство Свифта в создании ярких образов, использовании языка и построении сюжета. «...он принадлежит к числу писателей, вызывающих мое безграничное восхищение, а "Путешествия Гулливера" - книга, которой я просто не могу начитаться досыта».

Правдивость Свифта и отклик на пессимизм:

Оруэлл признает, что Свифт правдиво описывает некоторые аспекты человеческой природы и поведения, хотя и игнорирует другие важные факторы. Он считает, что пессимизм Свифта находит отклик у читателей, поскольку он отражает темные стороны человеческого существования. «Свифт искажает реальность в своих картинах мира, потому что отказывается видеть в нем что-либо, кроме грязи, глупости и пороков, но ведь часть, извлекаемая им из целого, действительно существует, и все мы это знаем...».

Сила убежденности:

Оруэлл заключает, что долговечность «Путешествий Гулливера» доказывает, что мировоззрение, подкрепленное силой убежденности, даже если оно на грани безумия, способно породить великое произведение искусства. «Долговечность "Путешествий Гулливера" доказывает, что мировоззрение, подкрепленное силой убежденности, даже если оно на грани безумия, способно породить великое произведение искусства».