2004
ВагабондЕлисеев Ю.Ю.
Встреча с прошлым:
Рассказчик, посещая галерею, неожиданно сталкивается с портретом своего покойного соседа по даче, Анатолия Петровича. Это вызывает у него поток воспоминаний о жизни на даче и соседях.
Дачная жизнь и соседи:
Он вспоминает о соседях: отставнике Васе, Артуре и, конечно же, Анатолии с его женой Раей. Анатолий описывается как трудолюбивый и незлобивый человек, заядлый грибник, который с утра до вечера проводил время на своем участке.
Артисты и стереотипы:
Рассказчик упоминает о соседстве с дачами артистов и о стереотипах, связанных с ними. Сначала он относился к ним с некоторым пиететом, но со временем понял, что они "народ дюже наивный, если не глупый".
История портрета "Вагабонд":
Центральное место в повествовании занимает история создания портрета Анатолия Петровича. Однажды, возвращаясь с полным бидоном малины, Анатолий встретил странного человека, который представился художником. «Я выбрал Вас потому только, что лицо Ваше сильно выразительное - всё морщинами изрыто», - сказал он. Художник был очарован морщинами Анатолия и уговорил его позировать для портрета.
Создание образа:
Художник нарядил Анатолия в старое пальто и шляпу, назвав картину "Вагабонд". Анатолий не совсем понимал значение этого слова, но художник заверил его, что «тут разврата нет».
Встреча с "Вагабондом" в галерее:
Спустя годы, рассказчик и его супруга, посещая галерею в День музеев, видят портрет Анатолия. Он узнает его по описанию: «в шляпе несусветной и в пальто помоечном». На табличке рядом с картиной написано "Vagabond" и "Бомж".
Зависть и размышления:
Рассказчик испытывает зависть, что не он стал моделью для портрета, увековечившего его в вечности. Он размышляет о том, что у него тоже есть "варяжские трещинки" на лице, которые могли бы заинтересовать художника.
Ключевые цитаты:
Анализ:
Рассказ "Вагабонд" - это не просто история о создании портрета. Это размышление о жизни, старости, смерти и о том, как человек может быть увековечен в искусстве. Автор использует юмор и иронию, чтобы показать контраст между простой жизнью дачников и богемным миром артистов. История Анатолия Петровича и его портрета заставляет задуматься о том, что каждый человек, независимо от своего социального статуса и внешности, может стать частью искусства и оставить свой след в истории.