Основной конфликт: Рассказчик, отец-вдовец, крайне недоволен выбором нового жениха своей дочери Алёны. Его возмущает не столько личность мужчины, сколько его украинское происхождение и фамилия, которую рассказчик считает неблагозвучной и неприличной.
Главные герои:
- Рассказчик: Отец Алёны, вдовец, придерживающийся консервативных взглядов и имеющий предубеждения против украинцев.
- Алёна: Дочь рассказчика, вдова, уставшая от одиночества и готовая на компромисс ради семейного счастья.
- Автовладелец: Жених Алёны, украинец, живущий в Москве и имеющий планы на дачу рассказчика.
- Беня Директор: Бывший одноклассник Алёны, успешный адвокат, занимающийся строительством коттеджей.
- Димка Харламов: Погибший военный, бывший ухажёр Алёны.
- Серёга Дынин (Тыква): Криминальный авторитет, отбывающий тюремный срок, бывший ухажёр Алёны.
Сюжет:
- Нежеланный жених: Рассказчик узнаёт о намерении Алёны выйти замуж за автовладельца с украинской фамилией. Он пытается отговорить дочь, используя аргументы о неблагозвучности фамилии и своих личных предубеждениях против украинцев: «Да была бы, - говорю, - у него фамилия хотя бы приличная, так я ж не шовинист - с дорогой душой своё отцовское благословение б дал, но ведь фамилия у него даже не скажу какая - до того неприятно для русского слуха звучит».
- Прошлые ухажеры: Рассказчик вспоминает прошлых ухажеров Алёны, оценивая их достоинства и недостатки. Он упоминает Беню Директора, ставшего успешным адвокатом, погибшего военного Димку Харламова и криминального авторитета Серёгу Дынина (Тыкву). Рассказчик считает, что любой из них был бы лучшей партией для Алёны, чем автовладелец.
- Беня Директор: Рассказчик подробно останавливается на личности Бени Директора, которого он считает идеальным кандидатом в мужья для Алёны. Он описывает его успешную карьеру и вспоминает его телевизионное выступление, где Беня уверенно защищал проект строительства коттеджей: «О какой такой виртуальной усадьбе, - как сейчас вижу, кричал, - декабриста Муравьёва-Оболенского тут некоторые пекутся? Пусть бумаги, бумаги представят, если они у них имеются, что навряд ли».
- Разговор с автовладельцем: Рассказчик беседует с женихом Алёны, пытаясь выяснить его планы на будущее и жилищные условия. Автовладелец предлагает переписать дачу рассказчика на себя и обустроить её для комфортной жизни. Это предложение возмущает рассказчика, и он выгоняет мужчину.
- Решение Алёны: Алёна, уставшая от одиночества, заявляет отцу о своей решимости выйти замуж за автовладельца, несмотря на его происхождение и фамилию: «Пусть уж лучше я, москвичка коренная-прекоренная, стану Алёной с ужасной хохляндской фамилией, <…> зато обрету я на время душевный покой и женское счастье».
- Финал: Рассказчик смиряется с выбором дочери, но всё же не может принять её жениха. Он с ностальгией вспоминает Беню Директора и задаётся вопросом, женат ли он: «Ей Богу - уж лучше б она с Директором сожительствовала! Вот только не вспомню (кто бы подсказал!): когда он по телевизору-то выступал - было или не было у него на пальце безымянном кольца?»
Ключевые цитаты:
- «Да была бы, - говорю, - у него фамилия хотя бы приличная, так я ж не шовинист - с дорогой душой своё отцовское благословение б дал, но ведь фамилия у него даже не скажу какая - до того неприятно для русского слуха звучит»
- «О какой такой виртуальной усадьбе, - как сейчас вижу, кричал, - декабриста Муравьёва-Оболенского тут некоторые пекутся? Пусть бумаги, бумаги представят, если они у них имеются, что навряд ли»
- «Пусть уж лучше я, москвичка коренная-прекоренная, стану Алёной с ужасной хохляндской фамилией, <…> зато обрету я на время душевный покой и женское счастье»
Анализ:
"Фамильное дело" - это история о столкновении поколений, консервативных взглядов и желания личного счастья. Рассказчик, застрявший в своих предубеждениях, не может принять выбор дочери и ставит фамилию и происхождение выше человеческих качеств. Алёна же, уставшая от одиночества и разочарований, готова на компромисс ради возможности создать семью.