Краткое содержание книги

193X

Круглоголовые и остроголовые, или Богач богача видит издалека

Брехт Б.

Пролог:

Пьеса начинается с обращения к зрителям, где автор объясняет, что различия между людьми определяются не формой черепа, а их социальным положением. Он представляет две группы: круглоголовых чухов и остроголовых чихов, символизирующих богатых и бедных.

I. Кризис и новый наместник:

Страна Яху переживает кризис из-за перепроизводства зерна и падения цен. Вице-король Яху и его советник Миссена ищут выход из ситуации. Миссена предлагает назначить Анджело Иберина, проповедника расовой теории, новым наместником. Иберин утверждает, что во всех бедах страны виноваты остроголовые чихи, чуждая раса, проникшая в Яху.

II. Расовая теория и ее последствия:

Иберин начинает пропаганду своей расовой теории, разделяя население на чухов и чихов. Арендаторы Кальяс (круглоголовый) и Лопес (остроголовый), сначала объединившиеся против помещиков, разделяются из-за расовой принадлежности. Нанна, дочь Кальяса, выдает своего бывшего любовника, помещика Эмануеле де Гусмана (остроголового), сбишам (сторонникам Иберина). «Чих свинячий! Марш домой и немедленно надень шляпу! Ты думаешь, нам приятно смотреть на твою острую голову?»

III. Суд и пропаганда:

Де Гусман предстает перед судом по обвинению в совращении Нанны. Иберин использует суд для пропаганды своей расовой теории, приговаривая де Гусмана к смерти как чиха и оправдывая Нанну как чухку. Кальяс, вдохновленный словами Иберина, забирает лошадей у монастыря, считая их компенсацией за бесчестие дочери. «Что есть - то есть!»

IV. Попытки спасения и новые союзы:

Изабелла, сестра де Гусмана, пытается вступить в монастырь, чтобы спасти семейное имущество. Помещики, недовольные действиями Иберина, предлагают ему деньги для борьбы с Серпом (восстанием арендаторов). Кальяса судят за кражу лошадей. Иберин, узнав о поражении Серпа, отбирает у него лошадей и приговаривает к смерти. «Помещик и бедняк - должны дружить из-за того, что голова кругла! Ему - в карман аренда, мне - платить! И мы друзья!.. Веселые дела!»

V. Сделки и предательство:

Изабелла, чтобы спасти брата, соглашается на предложение коменданта тюрьмы Сасаранте. Госпожа Корнамонтис предлагает Нанне заменить Изабеллу на встрече с Сасаранте за вознаграждение. Кальяс, чтобы избежать уплаты аренды, соглашается заменить де Гусмана на эшафоте. «За чиха чух, бедняк за богача погибнет от веревки палача.»

VI. Возвращение вице-короля и новая война:

Вице-король возвращается к власти и отменяет казнь де Гусмана и Кальяса. Он объявляет о войне с народом, имеющим квадратные головы, и призывает Кальяса в армию. На стене появляется знак Серпа, символизирующий несломленность сопротивления. «Быть может, дней остаток мы протянем, и схлынут тени, что нам жить мешали, и слышанные нами бормотанья ночные слухи - правдою не стали?»

Заключение:

Пьеса заканчивается сценой, где за столом вице-короля сидят помещики - чухи и чихи, а арендаторы - чухи и чихи - стоят под виселицами. Вице-король благодарит Иберина за спасение государства и призывает всех выпить за сохранение существующего порядка.

Ключевые идеи:

  • Расовая теория используется как инструмент для подавления классовой борьбы.
  • Богатые и бедные, независимо от формы черепа, имеют разные интересы и цели.
  • Истинная справедливость невозможна в обществе, разделенном на классы.
  • Борьба за социальную справедливость продолжается, несмотря на временные поражения.