1821
Кавказский пленникПушкин А.С.
Посвящение
Поэма начинается с посвящения другу автора, Н.Н. Раевскому, с которым он разделял впечатления от путешествия по Кавказу. Пушкин вспоминает о своей изгнаннической судьбе и о том, как Кавказ стал для него источником вдохновения: «Когда я погибал, безвинный, безотрадный, / И шепот клеветы внимал со всех сторон, / <…> / Я в мирной пристани богов благословил».
Часть первая
В ауле черкесы рассказывают о своих подвигах и наслаждениях, вспоминая набеги и пленниц. Вдруг появляется всадник, привозящий русского пленника: «Вот русский!» — хищник возопил». Пленник находится в тяжелом состоянии, не реагируя на окружающих. Очнувшись, он осознает свое положение и тоскует по свободе и родине: «Прости, священная свобода! / Он раб».
Молодая черкешенка приносит пленнику еду и питье, проявляя к нему сочувствие. Со временем она влюбляется в него и признается в своих чувствах: «Люблю тебя, невольник милый, / Душа тобой упоена...».
Русский офицер, однако, не может ответить на ее чувства. Он рассказывает о своей прошлой любви и душевных страданиях, объясняя, что потерял веру в любовь: «Забудь меня: твоей любви, / Твоих восторгов я не стою».
Черкешенка, желая его счастья, предлагает пленнику бежать и дает ему пилу, чтобы он освободился от цепей. Русский офицер соглашается, но просит ее бежать вместе с ним. Черкешенка отказывается, понимая, что он не любит ее: «Нет, русский, нет! / Она исчезла, жизни сладость; / Я знала всё, я знала радость, / И всё прошло, пропал и след».
Она помогает ему переплыть реку и исчезает. Русский офицер понимает, что она пожертвовала собой ради его спасения: «Всё понял он. Прощальным взором / Объемлет он в последний раз / Пустой аул с его забором».
Часть вторая
Русский пленник тоскует по свободе, вспоминая о своей прошлой жизни и наблюдая за жизнью черкесов. Он восхищается их свободой, мужеством и воинскими навыками: «Он любовался красотой / Одежды бранной и простой».
В поэме описываются обычаи и традиции черкесов, их гостеприимство, праздники и военные игры.
Однажды, когда черкесы уходят в набег, черкешенка приходит к пленнику с пилой и кинжалом, предлагая ему бежать: «Беги, — сказала дева гор, — / Нигде черкес тебя не встретит».
Они прощаются, и русский плывет через реку. Вдруг он слышит крик и понимает, что черкешенка пожертвовала собой: «И слышен отдаленный стон... / На дикой брег выходит он, / Глядит назад, <…> / Но нет черкешенки младой».
Эпилог
Автор размышляет о Кавказе, его народах и их культуре. Он упоминает исторические события и героев, связанных с Кавказом, предсказывая, что Кавказ со временем изменится и забудет о войне: «Подобно племени Батыя, / Изменит прадедам Кавказ, / Забудет алчной брани глас, / Оставит стрелы боевые».
Пушкин выражает надежду, что народы Кавказа будут жить в мире и согласии с Россией: «Всё русскому мечу подвластно. / Кавказа гордые сыны, / Сражались, гибли вы ужасно; / <…> / Смирись, Кавказ: идет Ермолов!».