1985
Бумажные тигрыУайнбергер Э.
Книга Элиота Уайнбергера "Бумажные тигры" (1985) представляет собой увлекательное исследование образа тигра в культуре и истории, переплетаясь с размышлениями о страхе, власти, гендере и восприятии "Иного".
Т - Способ охоты махараджи Ревийского
Книга начинается с анекдота о махарадже, который использует обезьяну как сигнализацию о приближении тигра во время охоты. Эта сцена задает тон всему повествованию, подчеркивая двойственность образа тигра: опасного хищника и объекта охоты, дикой природы и человеческого контроля.
У - Х.Д., пациентка Фрейда, и ее страх перед тигром
Далее автор переходит к истории Х.Д., пациентки Фрейда, которая боится тигра, ассоциируя его с собственными подавленными агрессивными импульсами. «Что если я сама - тигр?» - задается она вопросом, демонстрируя, как образ тигра может быть связан с внутренними конфликтами и страхами.
Q - Рассказ "Женщина или тигр?"
Центральным элементом книги становится анализ рассказа Френка Стоктона "Женщина или тигр?", где обвиняемый должен выбрать между двумя дверями: за одной - смерть от тигра, за другой - брак с незнакомкой. Открытый финал рассказа, где возлюбленный принцессы выбирает одну из дверей, породил множество интерпретаций и споров. «Кто появился в распахнутой двери, женщина или тигр?» - этот вопрос становится ключевым для понимания многогранности образа тигра.
Е - Реакция на рассказ "Женщина или тигр?"
Уайнбергер описывает реакцию читателей на рассказ, подчеркивая, как неопределенность концовки заставляет задуматься о природе выбора, любви, ревности и смерти.
Т - Тигр как женский образ
Автор исследует историческое восприятие тигра, отмечая, что в древности слово "тигр" было женского рода, а тигрица ассоциировалась с инь, подземным миром и пожирающей матерью. «Голодная женщина, разъяренная женщина, разрушительница, пожирательница, кормилица - все это есть в образе тигрицы», - пишет Уайнбергер.
У - Рашель Дюплесси и образ голодной женщины
Анализ стихотворения "Щипцы" Рашель Дюплесси позволяет автору связать образ голодной женщины с образом тигрицы, подчеркивая их общую разрушительную силу.
G - Тигр в Библии и у Шекспира
Уайнбергер отмечает отсутствие тигра в Библии, что привело к созданию аллегорического образа этого животного на Западе. У Шекспира тигр выступает как символ жестокости (королева Маргарита) и воинской доблести (Генрих V).
Р - Типу Султан, "Мисорский тигр"
Значительное влияние на западное восприятие тигра оказал Типу Султан, правитель Майсура, известный своей жестокостью и одержимостью тиграми. Его образ стал воплощением восточного деспотизма и вызвал страх и отвращение у европейцев.
Т - Блейк и образ тигра
Уайнбергер анализирует образ тигра в творчестве Уильяма Блейка, где он становится символом гнева, революции и романтического бунта.
У - Гибель сына сэра Гектора Мунро
История о нападении тигра-людоеда на сына сэра Гектора Мунро, возможно, повлияла на Блейка и укрепила образ тигра как опасного и безжалостного хищника.
G - Истребление тигров в Индии
Автор описывает, как британцы превратили охоту на тигров в спорт и символ превосходства, что привело к резкому сокращению популяции этих животных.
Е - Исчезновение видов тигров
Уайнбергер приводит печальную статистику о сокращении численности тигров и исчезновении некоторых видов, напоминая о хрупкости природы и ответственности человека.
R - Тигры-людоеды
В заключение автор размышляет о тиграх-людоедах, отмечая, что они нападают на людей только при крайней необходимости.
Заключение
"Бумажные тигры" - это не просто книга о тиграх, это исследование человеческой психики, культуры и истории через призму восприятия этого величественного животного. Уайнбергер показывает, как образ тигра менялся на протяжении веков, отражая страхи, желания и представления о мире.