2013
Кто спускает курок истории?Грицаев Е.И.
Введение:
Евгений Ильич Грицаев в своей книге поднимает фундаментальный вопрос о движущих силах истории и причинах социальных кризисов. Он критикует современные теории и мировоззрения, считая их недостаточными для объяснения сложных исторических процессов.
Диалектический историзм:
Автор вводит понятие "диалектического историзма", подчеркивая важность связи прошлого, настоящего и будущего, а также субъективного и объективного в историческом процессе. Он критикует традиционные взгляды на историю, такие как материалистическая диалектика, униформизм и актуализм, указывая на их неспособность объяснить движущие силы и развитие истории.
Ключевые идеи:
Объективные отборы в истории:
Грицаев выделяет четыре объективных отбора, влияющих на историю:
Эффекторы действия и мысли:
Автор вводит понятие "эффекторов" – реализованных идей, которые двигают прогресс и участвуют в самоорганизации истории и общества. Он выделяет три типа эффекторов:
Ключевая цитата: «Эффекторы – реализованные идеи – двигают прогресс»
История существует:
Грицаев утверждает, что мир существует как история, то есть как процесс связи прошлого и будущего. Он анализирует роль настоящего, прошлого и будущего в истории, а также ее способность к саморегуляции.
Человечность и социальный вопрос:
Автор рассматривает человечность как процесс связи человека и общества, духовного и материального, и анализирует ее роль в истории. Он анализирует социальный вопрос и его связь с историей, подчеркивая важность учета исторического опыта для его решения.
Ключевая цитата: «Социальный вопрос есть вопрос человечности»
Курок истории – рефлексия:
Грицаев рассматривает рефлексию как процесс связи прошлого и будущего, обладающий способностью развивать историю. Он анализирует зигзагообразный характер развития истории, обусловленный взаимодействием субъективных и объективных факторов.
Ключевая цитата: «Курок истории – рефлексия»
Стратегия развития антропосистем:
Автор предлагает стратегию развития антропосистем, основанную на новом, диалектическом мировоззрении. Он анализирует теорию идей и самоорганизацию антропосистем, подчеркивая важность учета исторического опыта.
Проблема настоящего – в прошлом:
Грицаев рассматривает проблему настоящего, которая заключается в его связи с прошлым и будущим. Он анализирует связь времен и процессов, выделяя различные типы времени и их роль в развитии истории.
Примат истории висит над обществом:
Автор утверждает, что примат истории висит над обществом, и анализирует причины социальных бедствий. Он рассматривает основные беды общества, которые связаны с его забывчивостью по отношению к истории.
Свобода + необходимость = духовность:
Грицаев рассматривает свободу и необходимость как диалектическую связку, которая выражается в духовности. Он утверждает, что свобода – это историческая необходимость, и анализирует ее связь с развитием общества.
Поэтика истории – сотворчество идей?:
Автор рассматривает поэтику истории как процесс сотворчества идей, который оживляет историю и делает ее доступной всем. Он анализирует сценарий жизни и роль общества и государства в его реализации.
Ключевая цитата: «Поэтика истории – сотворчество идей?»
Выбор между добром и злом:
Грицаев рассматривает выбор между добром и злом как процесс оценки и регулирования равновесия в диалектической связке добра и зла. Он анализирует диалектику добра и зла, подчеркивая их неразрывную связь и тождественность в развитии.
Кто спускает курок истории?:
Автор отвечает на главный вопрос книги, утверждая, что курок истории спускает триада: человек – история – общество.
Послесловие:
Грицаев подводит итоги книги, подчеркивая важность изучения истории и ее роли в развитии человечества. Он призывает к осознанию ответственности за будущее и к активному участию в процессе исторического развития.
Ключевая цитата: «История – это наша связь с жизнью»