2004
ТелемессияВайсман И.С.
Вступление:
Книга "Телемессия" Игоря Вайсмана начинается с провокационного заявления: люди, ожидавшие второго пришествия Мессии, проглядели его, ведь он явился в образе телевидения.
Телеоракул - новый Мессия:
Автор вводит понятие "телеоракула" - безымянного, но всемогущего голоса из телевизора, диктующего новые истины и правила жизни. Этот голос обладает непререкаемым авторитетом и заменяет собой традиционные религиозные и моральные устои. «Он открывает всем людям великие истины. Такие великие, что до них не додумались все пророки и святые всех пространств, времен и народов».
Новые заповеди:
Телеоракул провозглашает новые "заповеди", которые в корне противоречат традиционной морали и религии. Вместо духовного поиска и самосовершенствования, он предлагает гедонизм и материальные ценности: «Не отказывай себе ни в чем!», «Бери от жизни все!», «Успей урвать!». Смысл жизни, по мнению телеоракула, заключается в достижении материального благополучия и удовлетворении сиюминутных желаний: «Черная икра на столе – знак того, что жизнь удалась», «Решите куда выгодно вложить деньги - вот и весь смысл!».
Оружие массового развлечения:
Автор проводит параллель между оружием массового уничтожения, созданным предками, и оружием массового развлечения - телевидением. Оно формирует новую систему ценностей, основанную на потреблении, удовольствии и цинизме. «Наши предки изобрели оружие массового уничтожения. А мы – оружие массового развлечения. Они – вечные ценности, а мы – вещные ценности».
Свобода и цинизм:
Телеоракул провозглашает свободу главной ценностью и призывает к "здоровому цинизму", отвергая мораль предков как устаревшую и неактуальную. «Здесь свобода главная ценность»,- сказал Мессия. Так «Ударим здоровым цинизмом по обветшавшей морали далеких предков!»
Забвение десяти заповедей:
Новые "заповеди" телеоракула вытесняют традиционные десять заповедей, предлагая легкий и беззаботный путь к счастью: «Приятного вам и легкого времяпровождения!». Телеоракул обещает всем успех и беззаботную жизнь, призывая к расслаблению и отказу от ответственности: «Все у вас получится! Расслабляйся народ!».
Обращение к разным группам:
Телеоракул обращается к разным возрастным и социальным группам, предлагая каждому свои "рецепты счастья": курение для юношей, контрацептивы для девушек, высокую пенсию для стариков. Он переопределяет привычные понятия, подменяя их материальными эквивалентами: «Время роскоши», «Территория дохода», «Искусство отдыхать».
Начало шабаша:
Книга завершается зловещим предсказанием: «И это только начало! Убей в себе раба! Выпусти на волю черта! Шабаш только начинается!». Автор намекает на то, что торжество потребительства и гедонизма может привести к разрушительным последствиям для общества и человеческой души.
Заключение:
"Телемессия" - это сатирическое произведение, критикующее современное общество, погрязшее в потреблении и развлечениях. Автор предостерегает от слепого следования за телеоракулом и призывает к сохранению традиционных ценностей и моральных устоев.