Краткое содержание книги

2015

Бедлам Святого Якова

Галимов Б.И.

Пролог. Дети звёзд

Книга начинается с описания происхождения названия "бедлам" и его связи с Вифлеемской звездой. Далее автор знакомит нас с тремя пациентами бедлама Святого Якова: Гераклитом, Аттилой и Прекрасным Принцем. Каждый из них попал в бедлам, упав со звёзд, и потерял память о своей прежней жизни.

Сотворение мира

Троица пациентов, запертая в отдельной палате, размышляет о сотворении мира. Гераклит критикует идею Бога-творца, считая её абсурдной и жестокой. Он утверждает, что Вселенная и человек – это случайные отклонения, сбои системы, а жизнь – ошибка, приводящая к смерти. Прекрасный Принц, напротив, видит в жизни радость и считает её лучше небытия. Аттила же предлагает игривую теорию о Боге, который создал мир для развлечения, подобно аквариуму с рыбками.

В дискуссию включается медсестра, и пациенты разыгрывают сцену сотворения мира и грехопадения. Гераклит, выступая в роли змея-искусителя, убеждает "Еву" (медсестру) и "Адама" (Прекрасного Принца) вкусить запретный плод, обещая им счастье и любовь.

Заповеди

Пациенты решают начертать на каменных плитах заповеди, но сестра Анжела предлагает им просто обсудить их. Гераклит подвергает критическому анализу каждую из десяти заповедей, находя в них противоречия, жестокость и несоответствие реальной жизни. Он утверждает, что заповеди не могут быть универсальными и вечными, так как отражают реалии определенной эпохи.

Иисус. История неудачника

Гераклит рассказывает историю Иисуса, называя его "неудачником". Он сомневается в божественном происхождении Христа, считая его бастардом или сыном плотника Иосифа. Гераклит критикует Нагорную проповедь, находя в ней невыполнимые правила и банальности. Он обвиняет Иисуса в том, что тот не смог убедить людей в своей божественности и не предвидел, к каким жестокостям приведет его учение.

Далее Гераклит рассказывает о Марии Магдалине, предполагая, что она была женой Иисуса и матерью его детей. Он приводит доказательства этого, ссылаясь на неканонические Евангелия и гностические тексты.

Эпилог

Гераклит, Аттила и Прекрасный Принц исчезают из бедлама. Сестра Анжела, обиженная на них, выбрасывает подаренный Гераклитом камень. Остаётся неизвестным, был ли это настоящий пейнит или плод воображения пациента.

Ключевые цитаты:

  • «…ирония иногда бывает очень ироничной»
  • «…жизнь, как бы она ни была тяжела, лучше смерти, бытие лучше небытия»
  • «…рай – это идеал, наивысшее состояние материи и духа…»
  • «…камни разрушаются, а слова живут в веках»
  • «…любовь сметёт их, как мощный поток сметает щепки на своём пути»

Анализ

Книга "Бедлам Святого Якова" представляет собой философский трактат, замаскированный под художественное произведение. Автор использует диалоги пациентов и медсестры, чтобы подвергнуть критическому анализу основы христианской религии. Он ставит под сомнение существование Бога, божественное происхождение Иисуса Христа и истинность его учения.

Гераклит, главный оппонент христианства, выступает как рационалист и скептик. Он разоблачает противоречия и несоответствия в Библии, указывая на жестокость и несправедливость Бога. Прекрасный Принц, напротив, защищает христианскую веру, видя в ней идеал и надежду на спасение. Аттила же занимает промежуточную позицию, иногда соглашаясь с Гераклитом, а иногда – с Прекрасным Принцем.

Книга заставляет задуматься о природе веры, о роли религии в истории человечества и о возможности существования Бога.