Вступление:
Автор, Вячеслав Стасов, исследует понятие жертвы в религиозном контексте, фокусируясь на христианском понимании жертвы Христа. Он анализирует эволюцию образа Бога от Ветхого Завета к Новому и размышляет о том, кому и зачем была принесена жертва Христа.
Ветхозаветное видение Бога:
- В древних религиях, включая иудаизм, божества воспринимались как могущественные владыки, которых нужно было умилостивлять жертвами, чтобы получить их благосклонность.
- Ветхозаветный Бог предстает как абсолютный хозяин жизни человека, способный как благословлять, так и проклинать.
- «В Ветхом Завете Бог был полноправным хозяином жизни человека. Именно Он решал, благословить свое творение, или проклясть его, Он приказывал, кого нужно уничтожить, а кого помиловать.»
Новый образ Бога:
- С приходом Иисуса Христа образ Бога меняется. Он открывается как любящий и милосердный отец.
- Иоанн Богослов утверждает, что «Бог есть Любовь», подчеркивая, что любовь является сущностью Бога.
- Автор делает вывод, что умилостивлять жертвами Бога, который есть сама Любовь и Милость, бессмысленно.
Кому предназначена жертва Христа?:
- Если Бог не нуждается в умилостивлении, то кому предназначена жертва Христа?
- Автор отвергает идею о том, что она предназначена дьяволу, так как его природу невозможно изменить.
- Он предлагает неожиданный ответ: жертва Христа предназначена человеку.
Человек как божество справедливости:
- Автор утверждает, что человек сам возвел понятие справедливости в ранг наиважнейших.
- Человек всегда ищет справедливости, даже когда приходит к Богу за прощением.
- «Даже когда мы приходим к Богу в поисках прощения, мы ищем прежде всего справедливости.»
Жертва Христа для удовлетворения человеческой жажды справедливости:
- Человек не может просто принять милость прощения, ему нужно, чтобы справедливость была восстановлена.
- Жертва Христа была принесена, чтобы удовлетворить эту потребность человека в справедливости.
- «Вот тогда Господь и приносит в жертву Своего Сына – чтобы удовлетворить ненасытную жажду человека к справедливости.»
Бог умилостивляет человека:
- На Голгофе Бог совершает акт, превосходящий человеческое понимание. Он приносит жертву не для Себя, а для человека.
- Цель этой жертвы – убедить человека в безусловной любви и прощении Бога.
- «Там, на Голгофе, Бог сделал больше, чем способен вместить земной, душевный разум – там не человек приносил жертву Богу, чтобы умилостивить Его, а Бог приносил жертву человеку, чтобы умилостивить человечество.»
Заключение:
Принятие жертвы Христа как акта Божьей любви к человеку, а не как умилостивления, открывает путь к пониманию безусловного Божьего блага и прощению.
Ключевые цитаты:
- «В Ветхом Завете Бог был полноправным хозяином жизни человека.»
- «Бог есть Любовь»
- «Даже когда мы приходим к Богу в поисках прощения, мы ищем прежде всего справедливости.»
- «Вот тогда Господь и приносит в жертву Своего Сына – чтобы удовлетворить ненасытную жажду человека к справедливости.»
- «Там, на Голгофе, Бог сделал больше, чем способен вместить земной, душевный разум – там не человек приносил жертву Богу, чтобы умилостивить Его, а Бог приносил жертву человеку, чтобы умилостивить человечество.»