Краткое содержание книги

2015

Жертва

Стасов В.

Вступление:

Автор, Вячеслав Стасов, исследует понятие жертвы в религиозном контексте, фокусируясь на христианском понимании жертвы Христа. Он анализирует эволюцию образа Бога от Ветхого Завета к Новому и размышляет о том, кому и зачем была принесена жертва Христа.

Ветхозаветное видение Бога:

  • В древних религиях, включая иудаизм, божества воспринимались как могущественные владыки, которых нужно было умилостивлять жертвами, чтобы получить их благосклонность.
  • Ветхозаветный Бог предстает как абсолютный хозяин жизни человека, способный как благословлять, так и проклинать.
  • «В Ветхом Завете Бог был полноправным хозяином жизни человека. Именно Он решал, благословить свое творение, или проклясть его, Он приказывал, кого нужно уничтожить, а кого помиловать.»

Новый образ Бога:

  • С приходом Иисуса Христа образ Бога меняется. Он открывается как любящий и милосердный отец.
  • Иоанн Богослов утверждает, что «Бог есть Любовь», подчеркивая, что любовь является сущностью Бога.
  • Автор делает вывод, что умилостивлять жертвами Бога, который есть сама Любовь и Милость, бессмысленно.

Кому предназначена жертва Христа?:

  • Если Бог не нуждается в умилостивлении, то кому предназначена жертва Христа?
  • Автор отвергает идею о том, что она предназначена дьяволу, так как его природу невозможно изменить.
  • Он предлагает неожиданный ответ: жертва Христа предназначена человеку.

Человек как божество справедливости:

  • Автор утверждает, что человек сам возвел понятие справедливости в ранг наиважнейших.
  • Человек всегда ищет справедливости, даже когда приходит к Богу за прощением.
  • «Даже когда мы приходим к Богу в поисках прощения, мы ищем прежде всего справедливости.»

Жертва Христа для удовлетворения человеческой жажды справедливости:

  • Человек не может просто принять милость прощения, ему нужно, чтобы справедливость была восстановлена.
  • Жертва Христа была принесена, чтобы удовлетворить эту потребность человека в справедливости.
  • «Вот тогда Господь и приносит в жертву Своего Сына – чтобы удовлетворить ненасытную жажду человека к справедливости.»

Бог умилостивляет человека:

  • На Голгофе Бог совершает акт, превосходящий человеческое понимание. Он приносит жертву не для Себя, а для человека.
  • Цель этой жертвы – убедить человека в безусловной любви и прощении Бога.
  • «Там, на Голгофе, Бог сделал больше, чем способен вместить земной, душевный разум – там не человек приносил жертву Богу, чтобы умилостивить Его, а Бог приносил жертву человеку, чтобы умилостивить человечество.»

Заключение:

Принятие жертвы Христа как акта Божьей любви к человеку, а не как умилостивления, открывает путь к пониманию безусловного Божьего блага и прощению.

Ключевые цитаты:

  • «В Ветхом Завете Бог был полноправным хозяином жизни человека.»
  • «Бог есть Любовь»
  • «Даже когда мы приходим к Богу в поисках прощения, мы ищем прежде всего справедливости.»
  • «Вот тогда Господь и приносит в жертву Своего Сына – чтобы удовлетворить ненасытную жажду человека к справедливости.»
  • «Там, на Голгофе, Бог сделал больше, чем способен вместить земной, душевный разум – там не человек приносил жертву Богу, чтобы умилостивить Его, а Бог приносил жертву человеку, чтобы умилостивить человечество.»