1962
Слово о словахУспенский Л.
Введение:
Лев Успенский начинает книгу с размышлений о важности языка в жизни человека. Он подчеркивает его роль в мышлении, культуре, истории и повседневном общении. «...вся жизнь человека неразрывно связана с языком». Автор задается вопросом, можно ли думать без слов, и приходит к выводу, что все человеческие достижения связаны с языком. «Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими». Успенский призывает к глубокому изучению языка, сравнивая его с инструментом, который приносит наибольшую пользу в руках мастера.
Стон и сон, Било и крыло, За что бьют рынду?:
В этих главах автор приводит примеры слов с беглыми гласными, суффиксов и заимствований, чтобы показать сложность и глубину языковых законов. Он демонстрирует, что для понимания языка необходимы знания из разных областей: истории, географии, мореходного дела и т.д. «...какими разнообразными сведениями надо обладать, чтобы решать некоторые, даже несложные, языковедные задачи».
Что это такое?:
Успенский анализирует разницу в выражении субъекта действия в настоящем и прошедшем времени, раскрывая историческое развитие глагольных форм. Он показывает, что формы прошедшего времени в русском языке произошли от сочетания глагола "быть" и причастия. «...то, что мы всегда убежденно и по праву считали формами глаголов, оказывается на поверку формами прилагательных?»
В пространстве и во времени:
Автор рассказывает о разнообразии языков мира, их изменении и развитии. Он приводит примеры из древнерусского языка, чтобы показать, как менялся язык с течением времени. «Язык как река». Успенский также говорит о различиях между устной и письменной речью, подчеркивая необходимость понимания их связи.
Великолепная наука:
Успенский увлекательно описывает задачи и достижения языкознания, вдохновляя читателя на изучение этой науки. Он рассказывает о расшифровке древних языков, создании новых алфавитов и помощи в восстановлении поруганных языков. «...я хочу, чтобы ты полюбил великолепную науку--языкознание».
Эта книга:
Автор определяет цель книги – заинтересовать читателя тайнами языка и побудить к дальнейшему изучению языкознания. «Мне хотелось не научить языкознанию, а лишь покрепче заинтересовать им тех, кто знает о нем совсем мало».
Вечерний гость, Чему дивился рабочий Изот?:
Успенский размышляет о загадочности процесса общения при помощи слов и приводит примеры, чтобы подчеркнуть удивительность письменного языка. «...разве не приходилось вам когда-либо встречаться с беззвучным, непроизносимым и неслышимым языком?»
"О, если б без слова сказаться душой было можно!":
Автор анализирует взгляды поэтов на несовершенство языка и возможность передачи мыслей без слов. Он приводит пример из фантастического произведения, чтобы опровергнуть возможность мышления без слов. «Мыслей, свободных от "природной материи языка", нет и быть не может».
Сказки и быль, Древние языковеды:
Успенский рассказывает о древних представлениях о происхождении языка и мифах, связанных с божественным даром речи. Он описывает эксперимент фараона Псамметиха, чтобы показать, что язык не является врожденной способностью.
Теория "Вау-Вау", Лесные звуки, От зинзивера до снегиря:
Автор рассматривает теорию звукоподражания и приводит примеры названий кукушки и синицы в разных языках, чтобы показать ее несостоятельность. «...каждым народом, передает эти крики на свой особенный лад».
Устами младенцев, От зинзивера до снегиря:
Успенский рассматривает теорию происхождения языка из детского лепета и приводит примеры слов "мама" и "папа" в разных языках. Он показывает, что многие слова, считающиеся детским лепетом, имеют взрослое происхождение.
Теория непроизвольных выкриков, Люди и ласточки, Почему не говорят муравьи?:
Автор анализирует теорию происхождения языка из непроизвольных выкриков и показывает ее несостоятельность. Он сравнивает труд человека и деятельность животных, чтобы показать, что язык возник в связи с совместным трудом. «...язык и должен был появиться у человека в связи с его трудом».
Голос или рука?, "О, если б без слова сказаться душой было можно!":
Успенский рассматривает теорию о происхождении языка из жестов и доказывает, что звуковой язык был первичным. Он объясняет, что глухонемые используют не язык жестов, а другую форму письменной речи.
Как же это изучать?, Об Иванах, помнящих родство, Сходное и различное, От "волка" до "лу":
Автор рассказывает о трудностях изучения происхождения языка и о методах, используемых языковедами. Он приводит примеры изменения имен и слов в разных языках, чтобы показать закономерности звуковых соответствий и объяснить понятия заимствования и случайного совпадения.
Языковые семьи, Овца и лошади:
Успенский объясняет понятие языковой семьи и приводит примеры славянских и романских языков. Он рассказывает о попытках восстановления праязыка и о трудностях, связанных с этим.
Слова, слова..., Лазея в прошлое, В погоне за живым словом:
Автор рассуждает о многозначности слова и приводит примеры различных значений слова "вода". Он рассказывает о сохранении древних слов в областных говорах и подчеркивает важность их изучения.
Сорок сороков..., Слова-ископаемые, Оттаявшие слова:
Успенский рассказывает о происхождении слова "сорок" и его связи с мерой счета мехов. Он приводит примеры слов, сохранившихся в языке в виде наречий, и рассказывает о "воскресении" слов.
Новое слово, Слово-ошибка, Слово, которому, собственно говоря, ничего не значит:
Автор приводит примеры изменения значения слов и рассказывает о происхождении слов "зенит" и "автобус".
Лилипуты и струльбруги, Два способа:
Успенский рассказывает о происхождении слова "лилипут" и о том, как оно стало общеупотребительным. Он приводит примеры слов, созданных из ничего и путем переосмысления старых слов.
Слова в масках, Большое гнездо, Родственники капитана:
Автор рассказывает о народных этимологиях и приводит примеры слов "доминиканцы" и "быть не в своей тарелке". Он рассматривает семью слов, происходящих от корня "лов", и распространение латинского корня "кап" (голова) в разных языках.
Глокая куздра, Два слова о суффиксах, Место вашего рождения:
Успенский приводит пример искусственной фразы, чтобы показать, что суффиксы и окончания несут в себе смысл. Он объясняет, как отличить суффикс от других частей слова и рассматривает разнообразие суффиксов, образующих названия жителей географических мест.
Поступь веков, Что это за падеж?:
Автор рассказывает о том, что грамматический строй языка изменяется медленнее, чем его словарный состав. Он приводит примеры слов в винительном падеже двойственного числа, чтобы показать следы древней грамматики.
Загадка грамматического рода, Удивительный спор, Терзания переводчиков:
Успенский рассматривает нелогичность разделения слов на грамматические роды и приводит примеры слов "месяц" и "луна". Он рассказывает о споре трех женщин о примете с упавшей ложкой, чтобы показать различие в понимании рода в разных языках, и приводит примеры трудностей, с которыми сталкиваются переводчики из-за различий в грамматическом роде.
Чистота нашего языка, Слова в масках:
Автор рассказывает о трех опасностях, грозящих языку: искажение из-за невежества, засорение диалектизмами и варваризмами. Он приводит примеры неправильного употребления слов из-за незнания их значения.
Заключение:
Успенский призывает беречь и изучать русский язык, подчеркивая его значение для культуры и истории России. «...изучать его глубоко и пристально, чтобы речь каждого из нас была достойна великой, истории этого могучего и свободного языка».