2014
Белый лесЕвдокимова Г.
Исторический контекст: Римская империя, ослабленная и утратившая былое величие, ведет борьбу с гуннами за контроль над Паннонией, землей кельтов.
Отступление и ночь Самайна: После поражения от гуннов, отряд римских конных стрелков, включая раненого Зорсина, отступает через густые леса Паннонии. В ночь на Самайн, кельтский праздник, отряд разбивает лагерь. Зорсин, ища дрова, углубляется в лес. «Я шёл и шёл, не останавливаясь, не смея остановиться, влекомый неясным желанием идти, до тех пор, пока не очутился в самой чаще, в некоем странном месте».
Встреча с Авлари: В глубине леса Зорсин встречает Авлари, загадочную женщину с синими глазами и золотыми волосами. «Широко раскрытые глаза цвета ясного неба в погожий день смотрели на меня со спокойным любопытством». Она приводит его в свою хижину, наполненную травами, зельями и магическими предметами.
Исцеление и время с Авлари: Авлари, знахарка, исцеляет раны Зорсина с помощью магии и трав. «Её ладонь легла сверху на кусок полотна, губы коротко шепнули несколько слов, и боль утихла, очень скоро вовсе исчезнув». Зорсин проводит неопределенное время с Авлари, погружаясь в мир любви, магии и тайн. «Время словно остановилось. Я жил вне пределов земного измерения, в стране, название которой неведомо мне до сих пор».
Пробуждение и возвращение: Зорсин приходит в себя на дороге, ведущей в Сегестику, не помня, сколько времени прошло. Он догоняет свой отряд, который считал его погибшим.
Преображение Зорсина: Опыт с Авлари меняет Зорсина. Он обретает способность слагать баллады и понимать свое предназначение. «Я стал другим, побывав в этом белом лесу. <…> теперь я умею слагать баллады о Белой Луне, о Смерти, стоящей за спиной, и Бесконечном Пути по Белой Дороге, потому что теперь я знаю, куда должен вернуться».
Чудеса Белого леса: Встреча с Авлари и время, проведенное с ней, становятся для Зорсина самым чудесным опытом в жизни. Он чувствует ее присутствие в природе и слышит ее голос в шелесте листьев и песне ручья. «Не было в моей жизни ничего чудеснее».
Баллада Зорсина: Книга завершается балладой, сложенной Зорсином, о любви, тоске и вечном пути. «К тем красивым берегам и к тем красивым склонам холмов, <…> Мы всегда приходили с моей возлюбленной, <…> Всегда ли ты будешь тосковать по мне, и желать нашей встречи?»