Краткое содержание книги

2012

Воплощенное Духом

Абдуллаев Д.К.

Книга "Воплощенное Духом" посвящена творчеству узбекской художницы Шахноз Абдуллаевой и её пути становления как мастера. Автор, Джахангир Абдуллаев, проводит глубокий анализ её работ, связывая их с историческим и культурным контекстом, а также с духовными аспектами искусства.

Истоки таланта:

  • Книга начинается с размышлений автора о природе искусства и его способности приносить гармонию. Он сравнивает Шахноз с первобытными художниками, подчеркивая древние корни её таланта.
  • Абдуллаев вводит понятие "Бардо" из буддизма – промежуточное состояние между жизнями, через которое, по его мнению, прошла душа Шахноз, чтобы продолжить свой путь художника.
  • Рассказывается о рождении Шахноз и о том, как её дед, художник Чингиз Ахмаров, дал ей имя, означающее «Царица Грации».

Влияние учителя:

  • Автор подчёркивает важность Чингиза Ахмарова как учителя и наставника Шахноз, а также его влияние на узбекское искусство в целом.
  • Приводятся примеры диалогов между ними, демонстрирующие их тесную связь и процесс обучения. «Шахназ, более подходящая метафора к твоим работам — праздник цвета. У тебя природное чутье цвета и ты можешь с ним работать. Но не упускай из виду четкость, точность линии. Вот смотри, как это будет выглядеть…»

Искусство как связь времён:

  • Абдуллаев рассуждает о том, что искусство Шахноз выходит за рамки времени, связывая прошлое, настоящее и будущее.
  • Он сравнивает её работы с творениями от Бога, которые являются достоянием всего человечества. «…произведения Шахноз отличаются вселенской глубиной и самобытностью ею создаваемых и воссоздаваемых образов и сюжетов, воистину предвосхищающие историческое и культурное содержание прошлого тонкой, едва уловимой нитью с настоящим и будущим.»

Духовный посредник:

  • Автор подчёркивает, что Шахноз является духовным посредником между Богом и людьми, выражая подлинное состояние духа через свои картины.
  • Он отмечает, что Шахноз не нуждается в экспериментах, так как её творчество продиктовано Вселенским Разумом. «Шахноз, как творцу и как духовному посреднику между Богом и людьми, нет нужды придаваться каким-либо экспериментам над изобразительными средствами, чтобы передать все то, что априори продиктовано ей Вселенским Разумом…»

Жизненный путь художника:

  • Автор анализирует жизненный путь Шахноз, начиная с её первых попыток рисовать и заканчивая карьерой талантливого художника.
  • Особое внимание уделяется циклу работ, посвящённому теме «Арабские Сказки — Тысяча и одна ночь», который начался как её дипломный проект в 1989 году.

Универсальный язык образов:

  • Абдуллаев проводит различие между художниками слова и художниками, которые говорят с нами языком универсальных образов.
  • Он считает, что именно такие образы, рождённые в глубинах бессознательного, позволяют нам понять нашу человеческую сущность и божественное начало. «Именно там, где власть суетного слова меркнет в гуще нашего универсального бессознательного, рождается то искусство, которое общается с нами языком универсальных образов, заставляющие нас отказаться, хотя бы на миг, от прозаического, обыденного, дабы понять, что мы ЧЕЛОВЕКИ, наделенные божественным началом!»

Заключение:

В заключение автор ещё раз подчёркивает уникальность и самобытность творчества Шахноз Абдуллаевой, а также её вклад в изобразительное искусство. Он уверен, что её работы будут вдохновлять и восхищать людей ещё долгие годы.