1893
Вольный человек ЯшкаМамин-Сибиряк Д.Н.
I. Встреча на барке и непутевый человек
Повествование начинается осенью на реке Чусовой, где автор встречает на барке бурлака Яшку, которого он узнает как охотника из прошлой встречи в горах. Яшка выделяется среди остальных бурлаков своим балагурством и отсутствием теплой одежды, что вызывает насмешки. «У тебя везде масло на уме», - ворчит сплавщик Лупан, упрекая Яшку в лени.
II. Спор о рябчиках и воспоминания об охоте
Во время сплава Яшка, услышав пение рябчиков, с тоской вспоминает о своей охотничьей жизни и потерянном ружье. «Эх, кабы ружье!..», - вздыхает он, рассказывая о вкусе осеннего рябчика. Его слова приводят к спору и драке с другим бурлаком, который обвиняет Яшку в том, что он пропил ружье. Яшка же с горечью объясняет, что ружье сломалось во время охоты на оленей. «Лучше бы, кажется, руку оторвало… Какой я человек без ружья? Хуже меня нет», - признается он автору.
III. Ночной сплав и размышления об огне
Автор просыпается ночью от холода и наблюдает за тяжелой работой бурлаков под мокрым снегом. Яшка спит на медных штыках, укрывшись рогожкой. Автор размышляет о значении огня для человека, наблюдая за пламенем очага на барке. «Какая страшная ночь покрывала бы человечество, если бы не было огня!», - думает он.
IV. Нападение на гусей и защита птиц
Утром бурлаки ловят обессилевших от снега диких гусей, севших на барку. Яшка яростно защищает птиц, убеждая остальных в греховности такого поступка. «Братцы!.. Родимые мои!.. Што вы делаете?.. Ах, варнаки… ах, подлецы!.. Братцы, миленькие, не троньте божью тварь!..», - кричит он, отнимая пойманных гусей. Сплавщик Лупан поддерживает Яшку, и гусей отпускают.
V. Мечты о новом ружье и продолжение пути
Яшка с грустью думает о том, что мог бы продать гусей и купить новое ружье. «Вот только бы господь сподобил касательно ружья!..», - мечтает он, делясь с автором своим желанием снова стать вольным человеком. Барка продолжает свой путь по реке Чусовой, а Яшка продолжает мечтать о свободе и охоте.