19XX
Ирано-таджикская поэзияРудаки Р.
Книга "Ирано-таджикская поэзия" под редакцией И. Брагинского представляет собой антологию поэзии на фарси, охватывающую период с X по XV века. В ней собраны произведения величайших поэтов Востока, таких как Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Саади, Джалалиддин Руми и Хафиз. Книга не только знакомит читателя с шедеврами классической поэзии, но и рассказывает о ее возникновении, развитии и влиянии на последующие поколения.
Книга начинается с описания двух легенд о происхождении поэзии на фарси. Одна приписывает ее создание шаху Бахраму Гуру, а другая - народному певцу Рудаки. Обе легенды отражают исторические факты: расцвет раннесредневековой поэзии при Сасанидах и народные истоки классической поэзии.
Влияние арабского завоевания
Арабское завоевание Ирана в VII веке привело к упадку древней иранской культуры. Однако иранские писатели, освоив арабскую традицию, подготовили почву для возрождения литературы на фарси.
Рудаки - основоположник классической поэзии
Рудаки, выходец из народа, стал придворным поэтом Саманидов и сыграл ключевую роль в становлении классической поэзии на фарси. Его стихи отличаются глубокой человечностью и эмоциональной выразительностью.
«Поцелуй любви желанный — он с водой соленой схож: Тем сильнее жаждешь влаги, чем неистовее пьешь»
Конфликт поэта и правителя
Рудаки, как и многие другие поэты Востока, столкнулся с конфликтом между своим творчеством и требованиями правителя. По преданию, он был изгнан из дворца и ослеплен.
Фирдоуси и "Шахнаме"
Фирдоуси, вдохновленный древними иранскими сказаниями, создал эпическую поэму "Шахнаме", в которой воспел героическое прошлое Ирана и идею справедливого правителя.
Омар Хайям и философские рубаи
Омар Хайям, известный ученый и философ, прославился своими рубаи, в которых выразил вольнолюбивые мысли и рационалистическое мировоззрение.
Носир Хисроу и социальный протест
Носир Хисроу, приверженец карматского движения, в своих стихах выражал протест против социального неравенства и мечтал об облегчении участи трудящихся.
«Все племя Адамово — тело одно, Из праха единого сотворено» - Саади
Суфийская поэзия
В XII веке возникла суфийская поэзия, отражающая мистические искания и стремление к духовному совершенству. Яркими представителями этого направления были Санаи и Аттар.
Низами Гянджеви и синтез поэтических достижений
Низами Гянджеви, азербайджанский поэт, создал произведения, синтезировавшие достижения классической поэзии и оказавшие огромное влияние на последующие поколения поэтов.
Монгольское нашествие в XIII веке нанесло ущерб культуре Ирана и Средней Азии, но поэзия продолжала развиваться, отражая народное сопротивление.
Джалалиддин Руми и "духовное маснави"
Джалалиддин Руми, суфийский шейх и поэт, создал шеститомное "духовное маснави", в котором изложил свое учение в форме притч и новелл.
«Прислушайся к голосу флейты — о чем она плачет, скорбит? О горестях вечной разлуки, о горечи прошлых обид» - Руми
Поэзия протеста в XIV веке
В XIV веке, в условиях монгольского гнета, возникла "поэзия протеста", использовавшая суфийскую символику для выражения недовольства и бунтарских настроений. Ярким представителем этого направления был Хафиз.
Хафиз и лирическая газель
Хафиз, один из величайших лириков мира, в своих газелях воспевал любовь, красоту и свободу, противопоставляя их ханжеству и религиозному обману.
«Что святош во власяницах вся гурьба? Греховодная милей мне голытьба!» - Хафиз
Абдуррахман Джами и завершение классики
Абдуррахман Джами, последний крупный поэт классического периода, в своих произведениях продолжил гуманистические традиции предшественников и создал замечательные касыды, газели и поэмы.
«Сталь закаленную разгрызть зубами, Путь процарапать сквозь гранит ногтями, ... Чем голову склонять пред подлецами» - Джами
Книга "Ирано-таджикская поэзия" позволяет читателю погрузиться в мир восточной мудрости и красоты. Она демонстрирует, как поэзия на фарси, несмотря на исторические потрясения и социальные конфликты, продолжала развиваться и оставаться актуальной на протяжении веков.