Краткое содержание книги

Фиалки по средам (сборник рассказов)

Моруа А.

Сборник рассказов "Фиалки по средам" представляет собой собрание новелл, объединенных темой человеческих отношений, искусства и правды. Моруа, мастер психологического анализа, с иронией и проницательностью исследует мотивы поступков своих героев, обнажая лицемерие и фальшь, скрывающиеся под маской благополучия и добродетели.

Краткое содержание рассказов:

Биография: Молодой французский исследователь, мечтающий написать книгу о Байроне, получает доступ к дневнику и письмам Пандоры, возлюбленной поэта. Однако, к своему удивлению, он обнаруживает, что их отношения были платоническими, вопреки распространенной легенде. Хозяйка архива, леди Спенсер-Свифт, запрещает публикацию документов, предпочитая сохранить семейное предание о великой любви. «Эта малютка Пандора, судя по портрету, всегда казалась мне женщиной, созданной для страсти» - говорит она, не желая разрушать сложившийся образ.

Ариадна, сестра... : Переписка между писателем Жеромом Вансом, его первой женой Терезой и второй женой Надин раскрывает сложные и противоречивые отношения между ними. Тереза, разоблачая слабости и тщеславие Жерома, пытается доказать его человеческую посредственность. Жером же утверждает, что его творчество, наполненное силой и правдой, не зависит от его личных качеств. «Поверь мне, Тереза, то, что молодежь видит в моих книгах, в них действительно есть». После смерти Жерома обе женщины решают написать о нем книгу, стремясь к выгоде и популярности. В итоге они соглашаются на фальсификацию его биографии по заказу Голливуда, превращая искусство в предмет спекуляции.

История одной карьеры: Рассказ о Шалоне, человеке с безупречным вкусом и талантом критика, но совершенно лишенном творческой индивидуальности. Благодаря своим друзьям-художникам он делает блестящую карьеру, не создав ни единого произведения. «Нашему брату трудно обходиться без секретаря» - говорит он, наслаждаясь незаслуженной славой. Попытка написать роман оборачивается провалом, обнажая его бездарность и тщеславие.

Миррина: История создания пьесы Кристиана Менетрие "Филипп", где образ главной героини Миррины появляется благодаря случайным обстоятельствам и прихоти актера Леона Лорана. Несмотря на это, Миррина становится одним из самых ярких и правдоподобных персонажей пьесы, доказывая, что «дитя необходимости» может стать «дитём вдохновения».

Проклятье Золотого тельца: Супруги Борак, одержимые страстью к деньгам, переводят все свое состояние в золото и доллары, боясь налогов и реквизиции. Они ведут жалкую жизнь затворников, сторожа свой чемодан с сокровищами. «Не хочу я отдавать другим то, что нажил с таким трудом» - говорит Борак, обрекая себя на одиночество и смерть.

Завещание: Супруги Ромильи, посетившие своих новых соседей Берненов, поражены тем, как тщательно Бернен составил завещание, обеспечив свою молодую жену после своей смерти. «Адольф и об этом позаботился» - повторяет госпожа Бернен, вызывая у Валентины Ромильи отвращение. Однако, вернувшись домой, Гастон Ромильи решает последовать примеру Бернена, чтобы обезопасить свою жену от превратностей судьбы.

Собор: Рассказ о студенте, который, восхищаясь картиной Манэ "Шартрский собор", просит у дяди денег на ее покупку, но тратит их на развлечения с любовницей. Спустя годы, став известным писателем, он видит картину в Лувре и вздыхает, вспоминая упущенную возможность.

Муравьи: Молодая женщина покупает муравейник, восхищаясь тем, как мало нужно муравьям для жизни. «Как это мило!» - восклицает она. Однако вскоре она забывает о них, и муравьи умирают от голода.

Ярмарка в Нейи: Бернар Мофра, чиновник, во время поездки на ярмарочной железной дороге неожиданно для себя целует жену своего друга и покровителя, министра Бонниве. «Что же теперь делать?» - думает он, ожидая дуэли или разрыва отношений. Однако Бонниве предлагает ему отправиться вместе с ними в поездку по Африке. Мофра отказывается, не желая продолжать эту двусмысленную интригу.

Добрый вечер, милочка... : Антуан Кеснэ, оставивший по настоянию жены свою карьеру и переехавший в провинцию, встречается с Сабиной, своей юношеской любовью. Сабина, разочарованная в своем браке с министром, пытается соблазнить Антуана, рассказывая ему о недостатках его жены Франсуазы. «Вы никогда не жалели об этом, Антуан?» - спрашивает она. Антуан, несмотря на все недостатки Франсуазы, признается, что любит ее и счастлив с ней.

Фиалки по средам: История актрисы Женни Сорбье, которая в течение полугода получает по средам букетик фиалок от неизвестного поклонника. Когда она решает наконец встретиться с ним, он исчезает. Спустя год она узнает, что это был сын полковника Женеврьер, погибший на Мадагаскаре. «Жаль, что он этого не сделал...» - говорит Женни, узнав, что юноша писал ей письма, но так и не отправил их. В память о нем она решает каждую среду приносить фиалки на его могилу.

Анализ:

Моруа в своих рассказах исследует различные грани человеческой природы, показывая, как легко люди поддаются иллюзиям, самообману и фальши. Он разоблачает лицемерие буржуазной морали, где деньги и социальный статус зачастую ставятся выше любви, дружбы и искусства.

В то же время Моруа верит в силу творчества, способного преобразить действительность и открыть правду жизни. Его герои-художники, несмотря на свои слабости и недостатки, стремятся к искренности и правдивости в своем искусстве.

Рассказы Моруа, написанные в изящной и ироничной манере, заставляют задуматься о смысле жизни, о ценности человеческих отношений и о роли искусства в нашем мире.