От автора
Автор размышляет о проблемах современного общества, таких как войны, национальная вражда, терроризм и наркомания. Он отмечает, что, несмотря на достижения цивилизации, человечество не следует общечеловеческим ценностям. Грицаев предлагает ввести в научный оборот понятие "человековедение" – процесс разумного ведения личности по жизни, основанный на тысячелетнем опыте мудрецов.
Введение
Автор анализирует сочинение выпускника школы, который считает, что в современной жизни нет места подвигу. Грицаев утверждает, что подвиг рождается каждый день, и его масштаб не важен. Он критикует систему образования, которая дает знания, но не помогает человеку стать человечным и образованным. Автор призывает к самообразованию как смыслу жизни.
Что такое человековедение
- Игра понятий: Автор критикует размытость понятийного аппарата наук о человеке, таких как социология, психология и антропология. Он предлагает единое определение человековедения как процесса объективно-субъективного существования человека-личности.
- Человековедение как целостная связь непрерывного с конкретным: Грицаев утверждает, что человек не может существовать без связи материального (тело) и идеального (дух, душа). Он предлагает рассматривать человековедение как процесс связи человека с окружающей средой, временем и обществом.
- Человековедение и самоорганизация: Автор связывает человековедение с синергетикой – наукой о самоорганизации. Он подчеркивает важность диалектической связи материального и идеального, а также роль рефлексии в развитии личности.
- Человековедение и самообразование: Грицаев утверждает, что самообразование – это смысл жизни и основа образования. Он предлагает принцип невозможности неразвития как основу философии самообразования.
- Диалектика человековедения: Автор связывает человековедение с вопросами человечности, гуманности и насилия. Он призывает к развитию социальных институтов как факторов гуманизации и связи личности с обществом.
Россыпи человечности
- Счастье в человечности: Грицаев утверждает, что путь к счастью лежит через человечность. Он призывает к развитию нравственности, открытости, сострадания и справедливости.
- Человечность всего: Автор расширяет понятие человечности на все сущее, включая природу, вещи и законы. Он призывает к бережному отношению ко всему, что нас окружает.
- Человеческое добро: Грицаев утверждает, что доброта – это торжество человечности. Он призывает к развитию доброты, прощения и сострадания.
- Чем мерить человечность?: Автор предлагает измерять человечность по степени усвоения человеком общечеловеческих ценностей и по уровню прагматизма в его поступках.
- Сила помыслов: Грицаев утверждает, что сила помыслов заключается в их соответствии общечеловеческим ценностям и способности материализоваться в поступки.
- Локомотивы человечности: Автор выделяет процессы самообразования, формирования и усвоения общечеловеческих ценностей как главный локомотив человечности.
- Философия человечности: Грицаев предлагает рассматривать философию человечности как учение о закономерностях становления, осознания и бытийства человечности. Он выделяет три ее аспекта: аксиологический, гносеологический и онтологический.
Секреты психологии
- Отрыв от души: Автор критикует современную психологию за материалистический подход и отрыв души от тела. Он анализирует "законы" психолога Натальи Грейс и показывает их несостоятельность.
- Ну и психика: Грицаев утверждает, что психика – это не только функция мозга, но и результат взаимодействия человека с обществом и объективными законами развития.
- Вести по правилам?: Автор размышляет о свободе и необходимости, правилах и законах. Он призывает к развитию собственных правил поведения на основе общечеловеческих ценностей.
- А кто ее знает: Грицаев утверждает, что психология скрывает множество тайн и секретов, поскольку не может перейти на рельсы признания нематериального.
- Тайное и явное: Автор связывает тайное и явное с процессом становления и развитием человековедения.
- Посидим, поговорим: Грицаев подчеркивает важность живого общения и разговоров по душам для развития личности и общества.
- Принципы раздвоения: Автор утверждает, что существование человека немыслимо без раздвоения на "Я" и "Не Я". Он выделяет шесть основных принципов диалектического развития.
- В психике ли дело?: Грицаев рассматривает процесс биосоциального потока как систему идеальных символов, осуществляющих связь с материальным.
- Психология и диалектика: Автор призывает к созданию континуальной психологии, тесно связанной с человековедением и основанной на диалектическом мировоззрении.
Глядим в корень
- Корни обнажаются: Грицаев утверждает, что корни вещей и обстоятельств лежат в процессах материализации и становления. Он призывает к поиску причин и следствий происходящего.
- Как нужно глядеть: Автор предлагает искать корни истины и бед в процессе, связывая явление с процессом, действие с помыслом.
- Нужен ли микроскоп?: Грицаев утверждает, что для поиска корней истины не нужен микроскоп, а нужно понимание причин и следствий.
- Когда трудно: Автор рассказывает историю австрийского психиатра Виктора Франкла, который занимался лечением алкоголиков и наркоманов и разработал метод логотерапии.
- Поиск, поиск…: Грицаев связывает поиск смысла жизни с поиском согласия с собой и усвоением общечеловеческих ценностей.
- Кто стреляет в лебедей: Автор утверждает, что тот, кто нарушает общечеловеческие каноны, стреляет прежде всего в самого себя. Он призывает к развитию самообразования и разумному использованию личного интереса.
- Афоризмы истины: Грицаев анализирует афоризмы об истине и предлагает свое понимание этого понятия как процесса субъективно-объективного развития сущего.
Катехизис общества
- Отче наш: Автор рассматривает общество как священное и призывает к его человечности. Он критикует государство за подмену общественных отношений материальным диктатом.
- Человечность общества: Грицаев утверждает, что человечность общества заключается в развитии личности и обеспечении ее прав и свобод.
- Когда общество плачет: Автор выделяет три причины, по которым общество может "плакать": внешние катаклизмы, разногласия между обществом и государством, несоответствие помыслов общества и действий человека.
- Сила и бессилие: Грицаев утверждает, что сила общества – в людях, а бессилие – в несоответствии помыслов и действий, а также в переоценке государством своих сил.
- Социальные причуды: Автор критикует разрозненность и причудливость социологических теорий. Он призывает к созданию целостной социологии, основанной на человековедении.
- Мифы демократии: Грицаев анализирует основные мифы демократии и показывает их несостоятельность.
- Где же справедливость?: Автор утверждает, что справедливость – это диалектическая целостность человека с обществом. Он призывает к развитию образования и повышению уровня образованности граждан.
Человек и его время
- Время человеческое: Грицаев рассматривает время как свободу и справедливость человека. Он выделяет четыре "разновидности" времени: объективно направленное, объективно прожитое, субъективное идеальное и субъективное реальное.
- Таинство времени: Автор утверждает, что таинство времени – в его объективности и связи с историей.
- Сохрани время: Грицаев призывает к сохранению времени через память, историю и общечеловеческие ценности.
- Диалектика времени: Автор рассматривает время как диалектическую связку процесса и явления, непрерывности и конкретности.
- Время становления: Грицаев связывает время становления человека со становлением самого времени.
- Когда кончается время: Автор утверждает, что время человека кончается, когда он теряет смысл жизни.
- Время – вперед!: Грицаев призывает к оптимизму и движению вперед, к новым свершениям разума человеческого.
Послесловие
Автор призывает людей думать и не поддаваться информационной войне, которая лишает смысла жизни и превращает людей в зомби. Он подчеркивает важность самообразования и развития мышления.
Вместо заключения
Автор размышляет о жизни и времени, о счастье и несчастье, о поиске смысла и истины.
Приложение: Кризис психологической науки
Автор критикует современную психологию за материалистический подход и отрыв души от тела. Он призывает к созданию континуальной психологии, основанной на диалектическом мировоззрении и человековедении.
Ключевые цитаты:
- "Человековедение – процесс объективно-субъективного существования человека-личности."
- "Человек – существует"
- "Счастье в человечности"
- "Человечность всего"
- "Время – вперед!"
В целом, книга "Человек и его время" представляет собой философское размышление о проблемах современного общества и путях их решения. Автор призывает к развитию человечности, самообразования и диалектического мышления. Он предлагает ввести в научный оборот понятие "человековедение" как процесс разумного ведения личности по жизни, основанный на общечеловеческих ценностях.