Краткое содержание книги

2005

На рыбалке, или Способ словообразования. Читает Вадим Пугачев

Копьев Д.Н.

Часть 1: У реки

Николай Петрович и его сын Иван проводят время на берегу реки, увлеченные рыбалкой. Иван, устав от молчаливого ожидания поклевки, начинает расспрашивать отца о языках. Его интересует, почему разные народы говорят на разных языках и как появились слова. Николай Петрович объясняет, что это связано с тем, что люди жили далеко друг от друга и придумывали свои собственные слова для обозначения предметов и действий.

Ивана охватывает вдохновение, и он предлагает создать свой собственный язык, понятный только жителям их деревни. Отец поддерживает идею и предлагает способ словообразования: представить действие и подобрать слово, которое его описывает.

Так начинается увлекательная игра в создание нового языка. Например, движение воды под лодкой они называют «жрябать», а движение весел в воде – «чебурдыхают».

Часть 2: Новый язык

Появляется сестра Ивана, Нюшка, и зовет их ужинать. Николай Петрович решает использовать придуманные слова, чтобы рассказать ей историю. Нюшка не понимает ни слова и начинает смеяться.

Иван и Николай Петрович, довольные своим творением, отпускают пойманных рыбок обратно в реку, называя их «нырлятами».

Часть 3: Дома

Вернувшись домой, Иван с энтузиазмом рассказывает бабушке о новом языке. Бабушка пугается и не понимает, что происходит. Николай Петрович продолжает использовать придуманные слова, например, «кулюкать» вместо «ходить» и «храпулять» вместо «спать». Бабушка, шокированная происходящим, садится мимо стула.

Ключевые цитаты:

  • «…жрябает вода?»
  • «Вёсла чебурдыхают воду!»
  • «…слюкотные сумерки опускались на землю…»
  • «…нырляток наловили, только очень крюхтеньких…»
  • «…мы теперь по-кукурямбски говорить будем, всегда!»