Краткое содержание книги

Диалектика субъективности

Грицаев Е.И.

Книга Евгения Ильича Грицаева "Диалектика субъективности" исследует сложную взаимосвязь между субъективным и объективным, материальным и идеальным, сознанием и осознанием. Автор критикует традиционные материалистические и дуалистические подходы к психофизической проблеме, предлагая вместо этого диалектическое видение, где субъективность рассматривается как целостный феноноумен, непрерывно развивающийся в процессе связи с объективностью.

Введение

Грицаев начинает с констатации кризиса исторического материализма и необходимости нового подхода к пониманию человека и мира. Он утверждает, что разделение на материальное и идеальное, субъективное и объективное искусственно и не отражает целостность человека и его взаимодействия с миром.

«материальное не может существовать без идеального, субъективность без объективности, а дискретность без непрерывности»

Автор предлагает рассматривать субъективного человека как целостность, неразрывно связанную с объективным миром.

Глава 1. Диалектические каноны субъективности

В этой главе Грицаев критикует традиционные подходы к психофизической проблеме, такие как интеракционизм, параллелизм, функционализм и психофизическое тождество. Он утверждает, что эти подходы не учитывают целостность субъективного и его связь с объективным, что приводит к краху самой проблемы.

«прогресс в исследовании нейрофизиологических механизмов высших психических функций не приблизил нас к пониманию природы субъективного и его отношения к материи мозга…»

Автор предлагает заменить понятие статического сознания на динамическое осознание, которое представляет собой процесс, связывающий материальное и идеальное.

Глава 2. Проблема ментальности

Грицаев рассматривает ментальность как процесс осмысления, который связывает субъективность и объективность. Он выделяет такие когнитивные свойства субъективности, как индуктивность, аффективность, актуализация, единичность, прагматизм, антирефлексивность и субъективная противоречивость связи.

«Ментальность это умение думать, имея человечность как духовную базу, и собственное миропонимание, часто идущее вразрез с общественными устоями»

Автор анализирует влияние современных средств коммуникации на поля мышления и ментальность, подчеркивая важность развития творческого начала и активного осмысления информации.

Глава 3. Диалектизация субъективности

В этой главе Грицаев рассматривает диалектизацию субъективности как процесс ее становления и развития в связи с объективностью. Он критикует подходы, которые пытаются элиминировать субъективность или рассматривать ее как функцию материального.

«Субъективность это гармонизация субъекта во внешних (с обществом и природой) и внутренних (с самим собой) отношениях, уравновешивание ее материальных поступков и духовных помыслов»

Автор подчеркивает важность общечеловеческих ценностей и сотворчества в процессе диалектизации субъективности.

Глава 4. Диалектика против инвариантности

Грицаев критикует идею инвариантности субъективного и физического, утверждая, что она противоречит диалектическому принципу развития. Он рассматривает диалектичность информации и ее роль в управлении субъективностью.

«Информацией можно и нужно управлять, то есть делать из направленности представленной направленность усвоенную»

Автор анализирует проблему искусственного интеллекта и его ограниченность в имитации субъективности, поскольку он не способен к рефлексии и саморазвитию.

Глава 5. От квантовости к процессу связи

В этой главе Грицаев критикует идею «квантового сознания» и утверждает, что квантовые состояния не могут служить основой субъективности. Он предлагает рассматривать субъективность как неквантовый феноноумен, обладающий временной нелокальностью.

«Кванты – фантом, выдумка физиков, соблазн описать непрерывное дискретным»

Автор анализирует процессы квантования и материализации, подчеркивая важность связи сферы субъективного и процесса объективного.

Заключение

Книга "Диалектика субъективности" предлагает новый взгляд на проблему связи субъективного и объективного, сознания и осознания. Грицаев утверждает, что субъективность не может быть сведена к материальным процессам или квантовым состояниям, а представляет собой целостный феноноумен, непрерывно развивающийся в процессе связи с объективностью.

«Человек должен все время совершать творческие акты самообразования в виде усвоения ценностей не только в отношении к себе (субъективное начало), но и к обществу (объективное «начало»)»

Автор подчеркивает важность самопознания, человечности и сотворчества в процессе развития личности и общества.