1934
Рабы. МиксАйни С.
Часть первая (1825-1878):
Туркменский рабат: В центре повествования - Клыч-ага, старейшина туркменского племени, занимающегося работорговлей. Он размышляет о необходимости пополнить запасы рабов, так как его хозяйство пришло в упадок. «Чем я перед богом провинился? Не знаю. Воля божья, но в прошлом году от песчаных бурь и от стужи погиб весь мой скот».
Набег на Герат: Туркмены под предводительством Абдуррахмана совершают набег на окрестности Герата, захватывая жителей в рабство. Среди пленников - Хасан и его семья. «Молчать! Ни звука! Вяжите друг другу руки! Кто пикнет, тому конец!»
Путь в рабство: Тяжелый путь пленников через пустыню к туркменскому рабату.
Дележ добычи: Семьи разлучают, пленников обучают новой вере и языку, чтобы скрыть их происхождение и продать на невольничьих рынках Бухары. «Надо было так провести дележ, чтобы в одни руки не попали ни муж с женой, ни брат с сестрой, ни люди, между собой близкие».
Жизнь в рабате: Тяжелая жизнь рабов и рабынь в рабате Клыч-аги. Биби Чаргуль размышляет о своей судьбе разводки без детей и боится быть прогнанной. «Двадцать лет работаю. Только пять лет из них я была женой халифы».
Песнь свободы: Айни пишет «Марш свободы», вдохновленный революционными идеями.
Караван-сарай в Бухаре: Подготовка к продаже рабов в караван-сарае. Рабов готовят к продаже, а эмиру преподносят подарки, включая двух молодых рабов.
Милость эмира: Эмир Хайдар принимает подарки и забирает себе двух молодых рабов.
Абдуррахим-бай и его крестьяне: Абдуррахим-бай эксплуатирует крестьян, обманывая при взвешивании хлопка и расчетах.
Покупка Некадама: Абдуррахим-бай покупает семилетнего мальчика Некадама на невольничьем рынке.
Бегство рабов: Рабы Абдуррахима-бая бегут, но их ловят и заковывают в колодки.
Поиски беглецов: Следопыт находит беглецов по каплям крови, оставленным ими после соскабливания клейма.
Наказание беглецов: Беглецов возвращают, и Некадама клеймят, делая его собственностью бая.
Пир у Абдуррахима-бая: Бай устраивает пир. Татарский купец рассказывает о преимуществах прихода русских и отмены рабства.
Размышления Абдуррахима-бая: Бай решает женить своих рабов и рабынь, чтобы получить новых рабов.
Тяжелый труд рабов: Тяжелый труд рабов и рабынь Абдуррахима-бая. Калмак-оим поет о своей судьбе.
Часть вторая (1913):
Встреча Некадама и Гульсум: Некадам и Гульсум, рабы Абдуррахима-бая, влюбляются и мечтают о свободе. «Нынешний год — год нашего освобождения».
Жалобы крестьян: Крестьяне жалуются на несправедливость при сборе налогов и произвол старосты Урман-Палвана.
Приезд амлакдара: Амлакдар объезжает поля, определяя налоги и наказывая крестьян.
Дележ урожая: Несправедливый дележ урожая ячменя Гулам-Хайдара.
Восстание крестьян: Крестьяне избивают муллу и арендатора.
Наказание бунтовщиков: Крестьян арестовывают.
Часть третья (1917-1920):
Бегство рабов и поиски: Рабы Абдуррахима-бая снова бегут, но их ловят.
Встреча в степи: Шакир-Гулам, сторонник джадидов, пытается объяснить пастухам преимущества свободы и равенства.
Споры о свободе: Пастухи спорят с Шакиром-Гуламом о пользе свободы для бедняков. «Если свобода даст мне это, я первый потребую свободы».
Арест Шакира-Гулама: Шакира-Гулама и его сторонников арестовывают.
Восстание в Бухаре: Младобухарцы поднимают восстание против эмира, но терпят поражение.
Бегство эмира: Эмир бежит, а в стране устанавливается власть большевиков.
Часть четвертая (1920-1923):
Размышления баев: Баи и муллы решают бороться с новой властью.
Начало басмачества: Басмачи убивают Хасана и его жену.
Поиски басмачей: Красноармейцы и партизаны преследуют басмачей.
Захват Гиждувана: Басмачи захватывают Гиждуван, но вскоре город освобождают.
Часть пятая (1927-1933):
Споры о колхозах: В деревне идут споры о колхозах.
Приход тракторов: В колхоз приходят тракторы.
Вредительство Хамдама-формы: Хамдам-форма вредит колхозу.
Обвинение Хасана: Хасана обвиняют во вредительстве.
Разоблачение Хамдама: Хамдам-форма разоблачен как вредитель и арестован.
Счастливое будущее: Колхозники радуются своим успехам.
Ключевые цитаты:
Заключение:
Роман «Рабы. Микс» - это эпическое полотно, охватывающее более ста лет истории таджикского народа. Айни показывает путь от рабства к свободе, от феодального гнета к социалистическому строю. Он создает яркие образы представителей разных социальных слоев, раскрывает их мысли и чувства, их борьбу за лучшую жизнь. Роман актуален и сегодня, напоминая о ценности свободы и необходимости бороться за свои права.