Краткое содержание книги

1856

Лето в Гапсале.

Лодыженская Е.А.

Часть 1: Мечты о простоте

  • Сцена 1: Юлия Глинская, молодая и яркая девушка из Петербурга, утомленная светской жизнью, уговаривает свою мать, Елену Николаевну, поехать на лето в Гапсаль в поисках новых впечатлений и простоты. «Юлия захотелось простоты, бесцеремонности, сельских удовольствий, поприща, на котором бы она могла играть первую роль...»

  • Сцены 2-3: По прибытии в Гапсаль Юлия разочарована тихим и скучным городком. С началом холодного купания город оживает, и Юлия знакомится с различными семьями, но не находит их общество интересным. «Да это просто мертвый город, -- говорила Юлия матери, почти с отчаянием: -- тут решительно с тоски пропадешь».

Часть 2: Встреча с Вильгельмом

  • Сцены 4-5: На первом бале Юлия производит фурор своей красотой, но ее внимание привлекает молчаливый Вильгельм Вонненштерн, молодой барон. «...один только молодой человек не искал ее знакомства; ...он все время стоял неподвижно в углублении садовой двери, и Юлии показалось, что его взгляд постоянно следит за ней.»

  • Сцены 6-9: Вильгельм и Юлия начинают проводить время вместе, гуляя и разговаривая о поэзии, природе и семейной жизни. Вильгельм рисует ей идиллические картины совместного будущего, а Юлия, увлеченная его вниманием, начинает верить, что нашла свое истинное счастье. «...он надевал светлую блузу, перепоясанную черным лаковым кушаком; фетровая шляпа с широкими полями заменялась соломенной, и он командовал маневрами по-голландски. Юлию забавляли эти прогулки...»

  • Сцены 10-12: На пикнике в Паралене Вильгельм признается Юлии в любви и делает ей предложение. Юлия пишет отцу с просьбой одобрить брак, описывая свое новое понимание счастья и любовь к простой жизни в Гапсале. «...она поняла, что рождена для этой простой, патриархальной жизни, в которой, однако, так много поэзии; мне как-то легко дышать в этой новой для меня атмосфере!..»

Часть 3: Сомнения и выбор

  • Сцены 13-15: Дмитрий Петрович в своем ответе выражает сомнение в серьезности чувств Юлии и напоминает ей о предложении руки и сердца от графа Деревицкого, влиятельного человека в Петербурге. Юлия, задетая словами отца и размышляя о предложении Деревицкого, начинает сомневаться в своих чувствах к Вильгельму и привлекательности простой жизни. «...ты что-то меньше говоришь о предмете, чем об его обстановке, более о рамке, чем о картине...»

  • Сцены 16-18: После бессонной ночи Юлия решает выйти замуж за графа Деревицкого, осознавая, что ее увлечение Вильгельмом было скорее игрой воображения. Она просит мать сообщить Вильгельму о своем отказе. «...я вас не любила! -- я мгновенно увлеклась вашей романтической любовью, вашим красноречием... я слушала вас и воображала, что сочувствую вам...»

Часть 4: Разочарование и прощание

  • Сцены 19-22: Вильгельм, узнав о решении Юлии, испытывает глубокую боль, но сохраняет достоинство. Юлия пишет ему письмо, признаваясь, что не любила его, а лишь увлеклась романтической обстановкой. Вильгельм в ответном письме желает ей счастья в новой жизни, напоминая, что «с годами воображение остывает, но сердце остается».

  • Сцены 23-24: Прочитав письмо Вильгельма, Юлия испытывает угрызения совести, но решает не отступать. Глинские покидают Гапсаль, и Юлия не видит прощального взгляда Вильгельма.

Заключение:

Юлия, увлеченная мечтами о простой и поэтичной жизни, влюбляется в Вильгельма Вонненштерна. Однако, столкнувшись с выбором между романтической любовью и блестящим будущим в Петербурге, она выбирает последнее, осознавая, что ее чувства к Вильгельму были скорее игрой воображения.