19XX
Поп и муллаГашек Я.
Две деревни, две веры
История разворачивается в двух пограничных деревнях: Малом Караджиначе (сербская, христианская) и Большом Караджиначе (турецкая, мусульманская). Несмотря на схожесть быта и бедности, жителей разделяет религия и власть. Сербы платят подати королю, турки - оброк падишаху. В каждой деревне есть свой символ веры: церковь с позолоченным крестом и мечеть с позолоченным полумесяцем, купленными у одного торговца. Жители соревнуются в благочестии: христиане белят церковь в ответ на побелку мечети, а мулла пытается заглушить колокольный звон возгласами «иль-алла!»
Поп и мулла: соперничество и дружба
Православный поп Богумиров и мусульманский мулла Изрим регулярно встречаются у водопада на границе. Их беседы начинаются с перебранок, но затем переходят к мирным темам, в основном - к разговорам о козах. Оба священнослужителя разводят коз и гордятся своими стадами, подчеркивая их религиозную принадлежность: «Мои козы жирнее твоих, мулла!»
Коза раздора
Поп Богумиров мечтает заполучить козу Миру, принадлежащую мулле Изриму, чтобы улучшить породу своего стада. Мулла отказывается продавать свою лучшую козу, считая ее сокровищем: «Рога у нее, что у венгерской коровы…»
Спор о вере и торг
Поп пытается убедить муллу, что христианский Бог могущественнее Аллаха, и даже может сделать его, попа, чудотворцем, способным воскрешать мертвых. Мулла возражает, что Магомет не велит будить мертвых, и предлагает сделку: он продаст козу, если поп признает, что не может воскрешать мертвых. После внутренней борьбы поп соглашается: «Мулла Изрим, жалкий, презренный язычник, я признаю и соглашаюсь, что даже волей божией не могу воскрешать мертвых».
Начинается торг. В итоге они сходятся на одной козе и ста пиастрах. Мулла, довольный сделкой, заявляет: «Аллах вовсе не бог, ибо сто пиастров — изрядные деньги».
Крещение козы
Поп Богумиров с радостью ведет козу Миру домой. По пути он сбрасывает ее в воду и крестит, чтобы она перестала быть мусульманкой: «Господи помилуй, господи помилуй!..»
Заключение
История "Поп и мулла" - это сатирический взгляд на религиозные предрассудки и человеческие слабости. Гашек показывает, как люди, разделенные верой, находят общий язык в простых житейских вопросах, а их религиозность оказывается не такой уж глубокой, когда дело касается личной выгоды.