1900
Кусочек мелаЧестертон Г.К.
Рассказчик, вооружившись цветными мелками и оберточной бумагой, отправляется на холмы Сассекса, чтобы предаться творчеству. Он восхищается красотой и мягкостью английских холмов, сравнивая их с «ломовой лошадью и крепким буком», олицетворяющими силу и милосердие. Вдохновленный пейзажем, он предпочитает рисовать не с натуры, а создавать фантастические образы: «дьяволов и серафимов, и древних слепых богов, <…> и святых в сердитых багровых одеждах, и причудливые моря».
В процессе творчества рассказчик осознает, что забыл белый мелок – важный элемент его рисунков, символизирующий добродетель и чистоту. Он огорчается, понимая, что в ближайшей округе нет магазинов, где можно купить мел.
Внезапно рассказчик осознает, что находится на холме, состоящем из мела. С радостью он откалывает кусок, чтобы использовать его для рисования. Это событие приводит его к размышлениям о символическом значении белого цвета.
Рассказчик утверждает, что белый цвет – это не отсутствие цвета, а яркий и активный цвет, подобный красному или черному. «Добродетель – не отсутствие порока <…> она жива и неповторима, как боль или сильный запах». Он проводит параллель между белым цветом и современным обществом, отмечая, что люди используют черный и серый для траурной одежды, а не белый.
В конце концов, рассказчик приходит к выводу, что Южная Англия – это не просто географическое место, а символ чистоты и добродетели, подобно куску белого мела. «Она – много лучше. Она – кусок белого мела».
В этой короткой истории Честертон через призму художественного творчества и размышлений о цвете передает глубокий символизм английского пейзажа и его связь с духовными ценностями.