1908
Если жизнь не удастся тебе, то удастся смертьАндреев Л.
Повествование Леонида Андреева начинается с описания обыденного процесса – подготовки человека к походу в театр. Автор подчёркивает трансформацию личности, растворяющейся в толпе, теряющей свою индивидуальность. «Пока еще он (или она) весь целиком принадлежит самому себе, есть нечто обособленное, мир, вокруг которого вертятся другие миры», - пишет Андреев, показывая, как в театре человек становится частью единого организма – зрителей.
Далее автор размышляет о восприятии драмы каждым зрителем, создающим свою внутреннюю драму, основанную на личном опыте. На примере пьесы Гауптмана "Михаил Крамер" Андреев поднимает вопросы о роли гениальности, пошлости и смысле жизни.
Центральной фигурой становится Арнольд Крамер – «великан на глиняных ногах», отмеченный гениальностью, но физически и нравственно уродливый. Его гений, как «засунутый в его душу фонарь», освещает все его недостатки и делает его неспособным к жизни в обществе. Он презирает пошлость и обыденность, окружающую его, в том числе и в лице матери и сестры, которые любят его «снисходительной любовью».
Отношения с отцом, Михаилом Крамером, также полны непонимания. «Любовь бесплодна между высоким и низким», - пишет Андреев, показывая, как попытки отца помочь сыну оборачиваются лишь усугублением его страданий.
Арнольд не находит понимания и в кабачке, где его не принимают из-за неумения жить по общепринятым правилам. Он видит мир как сплошное уродство и пошлость, что отражается в его карикатурах – «нелепых, уродливых, страшных тем намеком на правду, который в них существует».
Кульминацией становится сцена преследования Арнольда в ресторане, где его избивают посетители. Это символизирует победу пошлости над гением, изгнание из жизни того, кто для неё не годится.
Смерть становится для Арнольда единственным выходом. «Если жизнь не удастся тебе, то удастся смерть», - цитирует Андреев Ницше, и смерть Арнольда действительно "удалась" – он обрёл покой, перестал будить страсти.
Смерть сына заставляет Михаила Крамера задуматься о цели жизни, признать её загадочность. «А что знал ты о цели жизни?», - вопрошает он, понимая, что ни религия, ни искусство не дают ответов.
"Если жизнь не удастся тебе, то удастся смерть" – это трагическая история о гениальности и пошлости, одиночестве и непонимании, о жизни и смерти. Андреев не даёт ответов, но заставляет задуматься о смысле человеческого существования, о вечной борьбе высокого и низкого, о трагической судьбе тех, кто не вписывается в рамки обыденности.