Краткое содержание книги

1908

Если жизнь не удастся тебе, то удастся смерть

Андреев Л.

Повествование Леонида Андреева начинается с описания обыденного процесса – подготовки человека к походу в театр. Автор подчёркивает трансформацию личности, растворяющейся в толпе, теряющей свою индивидуальность. «Пока еще он (или она) весь целиком принадлежит самому себе, есть нечто обособленное, мир, вокруг которого вертятся другие миры», - пишет Андреев, показывая, как в театре человек становится частью единого организма – зрителей.

Далее автор размышляет о восприятии драмы каждым зрителем, создающим свою внутреннюю драму, основанную на личном опыте. На примере пьесы Гауптмана "Михаил Крамер" Андреев поднимает вопросы о роли гениальности, пошлости и смысле жизни.

Арнольд Крамер: Гений, обречённый на одиночество

Центральной фигурой становится Арнольд Крамер – «великан на глиняных ногах», отмеченный гениальностью, но физически и нравственно уродливый. Его гений, как «засунутый в его душу фонарь», освещает все его недостатки и делает его неспособным к жизни в обществе. Он презирает пошлость и обыденность, окружающую его, в том числе и в лице матери и сестры, которые любят его «снисходительной любовью».

Отношения с отцом, Михаилом Крамером, также полны непонимания. «Любовь бесплодна между высоким и низким», - пишет Андреев, показывая, как попытки отца помочь сыну оборачиваются лишь усугублением его страданий.

Карикатуры на мир и изгнание из жизни

Арнольд не находит понимания и в кабачке, где его не принимают из-за неумения жить по общепринятым правилам. Он видит мир как сплошное уродство и пошлость, что отражается в его карикатурах – «нелепых, уродливых, страшных тем намеком на правду, который в них существует».

Кульминацией становится сцена преследования Арнольда в ресторане, где его избивают посетители. Это символизирует победу пошлости над гением, изгнание из жизни того, кто для неё не годится.

Смерть как единственный выход и вопросы без ответов

Смерть становится для Арнольда единственным выходом. «Если жизнь не удастся тебе, то удастся смерть», - цитирует Андреев Ницше, и смерть Арнольда действительно "удалась" – он обрёл покой, перестал будить страсти.

Смерть сына заставляет Михаила Крамера задуматься о цели жизни, признать её загадочность. «А что знал ты о цели жизни?», - вопрошает он, понимая, что ни религия, ни искусство не дают ответов.

Заключение

"Если жизнь не удастся тебе, то удастся смерть" – это трагическая история о гениальности и пошлости, одиночестве и непонимании, о жизни и смерти. Андреев не даёт ответов, но заставляет задуматься о смысле человеческого существования, о вечной борьбе высокого и низкого, о трагической судьбе тех, кто не вписывается в рамки обыденности.