183X
На стенах иерусалимскихПо Э.А.
Часть I: Щедрость римлян
В лето от сотворения мира 3941 (63 год до н.э.), на 10-й день месяца Таммуза, трое гизбаримов (сборщиков жертвований) - Абель-Фиттим, Сузи бен Леви и Симон-фарисей - направляются к стенам Иерусалима. Их цель - встреча с римскими солдатами, осаждающими город, которые обещали продать иудеям жертвенных агнцев.
«Поспешим на стены… ибо близится восход солнца… и неверные… приготовили нам жертвенных агнцев» - говорит Абель-Фиттим.
Гизбаримы обсуждают мотивы римлян, сомневаясь в их искренности. Симон-фарисей возмущен: «Неужели мы дожили до того, что римский богохульник… осмелился заподозрить нас в присвоении священных предметов на потребу плоти?»
Они достигают башни Адони-Безек, откуда открывается вид на огромный лагерь римлян. Римский центурион грубо требует опустить корзину с деньгами для покупки агнцев, упоминая бога Феба, незнакомого иудеям. Гизбаримы опасаются, что римляне могут украсть их деньги.
Часть II: Неожиданный поворот
После долгого ожидания корзина поднимается. Слышится хрюканье. В корзине оказывается свинья, мясо которой запрещено иудейской религией.
«Шошох хи!… Шошох хи!… Это, должно быть, баран… косматый, как долина Иосафата!» - восклицают гизбаримы, не веря своим глазам.
Но вскоре правда раскрывается. «Эль Эману!… Это трефное мясо!» - кричат они в ужасе и отпускают веревку. Свинья падает на головы римлян.
Анализ:
Повествование Эдгара Аллана По наполнено иронией и сатирой. Автор высмеивает как лицемерие и жадность гизбаримов, так и высокомерие и невежество римлян. Конфликт культур и религий подчеркивается непониманием и взаимным презрением. Неожиданная развязка с падением свиньи на римлян становится символом торжества иудейской веры и унижения язычников.