Краткое содержание книги

Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках

Ницше Ф.В.

Фридрих Ницше в своей книге "Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках" выступает как исследователь, подвергающий сомнению устоявшиеся представления о морали. Он анализирует происхождение и развитие моральных чувств и понятий, критикуя их связь с предрассудками, суевериями и стремлением к власти.

Книга первая: Доисторическое время обычаев и нравственности

Ницше начинает с анализа "нравственности обычаев", утверждая, что мораль возникла из подчинения традициям и обычаям, а не из рациональных оснований. Он подчеркивает, что "все вещи, которые долго живут, до того проникаются, мало-по-малу, разумом, что становится невероятным их происхождение от неразумного".

  • Роль сумасшествия: Ницше исследует связь между сумасшествием и новаторством, утверждая, что многие реформаторы в истории казались или были сумасшедшими, так как бросали вызов устоявшимся нормам. «Ах, дайте мне безумие, боги! Безумие, чтобы я уверовал в самого себя!» - восклицает он, описывая внутренний мир новаторов.
  • Добровольное страдание: Ницше анализирует происхождение идеи о ценности добровольного страдания и самоистязания, связывая ее с желанием умилостивить богов и получить их благосклонность.
  • Понимание причинности: Ницше утверждает, что по мере роста понимания причинности уменьшается сфера влияния морали, так как люди начинают видеть в событиях следствия естественных законов, а не божественного вмешательства.

Книга вторая: Природа и история морального чувства

Во второй книге Ницше углубляется в анализ природы и истории моральных чувств. Он критикует представление о том, что люди действуют из эгоизма, утверждая, что они действуют из представлений о себе, сформированных обществом. «Все действия сводятся к оценкам; все оценки бывают или наши собственные или усвоенные; последних гораздо больше», - пишет он.

  • "Я": Ницше критикует представление о "я" как о чем-то постоянном и известном, утверждая, что оно основано на редких и крайних состояниях. «Так называемое “я”», - пишет он, - «представляет собою, в сущности, не то, чем мы кажемся в наших крайних состояниях».
  • Ограниченность познания: Ницше описывает ограниченность человеческого восприятия и познания, сравнивая человека с пауком в клетке, который может поймать только то, что само залетит к нему.
  • Жизнь и фантазия: Ницше сравнивает бодрствование и сновидения, утверждая, что оба являются интерпретациями нервных возбуждений. «Переживать не значит ли фантазировать?», - спрашивает он.

Книга третья: Культура и культуры

В третьей книге Ницше анализирует различные аспекты культуры и критикует современные тенденции, такие как восхваление труда и альтруистической морали. Он призывает к переосмыслению институтов, таких как брак, и к развитию индивидуальности.

  • Альтруизм: Ницше критикует альтруистическую мораль, считая ее проявлением трусости и слабости. «Сострадание, если оно, действительно, порождает страдание, есть слабость, оно увеличивает страдание в мире», - пишет он.
  • Стремление к отличию: Ницше анализирует стремление к отличию как стремление к власти над другими, указывая на его связь с наслаждением от причинения страданий.
  • Будущее знати: Ницше размышляет о будущем знати, утверждая, что она должна посвятить себя познанию и мудрости.
  • Иудеи: Ницше размышляет о будущем европейских евреев, предсказывая им великое будущее благодаря их интеллектуальным способностям и опыту. «Если Израиль обратит свою вечную месть в вечное благословение Европы, то некогда снова настанет тот седьмой день, когда иудейский Бог радовался своему творению и своему избранному народу, — и мы все будем радоваться вместе с Ним!», - пишет он.

Заключение

"Утренняя заря" - это сложная и многогранная книга, предлагающая глубокий анализ морали и культуры. Ницше призывает к переоценке ценностей и к развитию нового типа человека, способного к свободному мышлению и действию.