Пролог:
Книга начинается с личного опыта автора, Иосифа Гаткера, пережившего инфаркт в 44 года. Это событие заставило его задуматься о смысле жизни и этике, что привело его к исследованию философии и религии в поисках ответов.
Эссе 1: Альтруизм, Творчество, Формула
- Альтруизм: Вдохновленный статьей В. Эфроимсона, Гаткер утверждает, что альтруизм – врожденный инстинкт человека. Из этого вытекают три следствия:
- «Человек нравственен от рожденья»
- Врожденного инстинкта эгоизма не существует.
- «Никто не рождается врагом другому».
- Творчество: Гаткер критикует существующие теории антропогенеза и предлагает свою – Творчество как движущая сила эволюции человека. Он утверждает, что необходимость решать проблемы выживания привела к развитию мозга и появлению Творчества как врожденного инстинкта.
- Формула: Гаткер предлагает формулу жизни: «познай свои врожденные инстинкты и живи в согласии с ними». Он обсуждает важность подсознания, стресса и влияния социума на реализацию инстинктов.
Эссе 2: Социум и инстинкты человека
- Социум и Творчество: Гаткер анализирует влияние демократического социума с рыночной экономикой на Творчество. Он отмечает, что, несмотря на свободу творчества, конкурентная среда заставляет многих подавлять свой творческий потенциал.
- Социум и Альтруизм: Автор утверждает, что конкурентный социум принуждает к эгоизму, что противоречит врожденному альтруизму. Это приводит к стрессу и страданиям, особенно у людей с высоким потенциалом Альтруизма.
- Врожденные и условные инстинкты: Гаткер рассматривает влияние условного инстинкта религиозности на Творчество и Альтруизм. Он критикует христианство за подавление свободы мысли и оправдание безнравственности.
Эссе 3: Принципы Природной этики
- Исходный принцип: Гаткер формулирует исходный принцип: «Каждому должна быть обеспечена возможность достижения положительных реакций на раздражение его врожденных инстинктов, угнетение врожденных инстинктов недопустимо».
- Периоды в истории развития человечества: Автор выделяет три периода: Становление (от появления гоминид до альтократии), Сопротивление (от альтократии до возникновения демократий) и Свобода (от возникновения демократий до наших дней).
- Движущие силы исторического процесса: Автор утверждает, что движущими силами истории являются Альтруизм и Творчество. Он анализирует этические системы Индии, Китая и евреев.
- «Единое место»: Гаткер обсуждает процесс глобализации и его возможные сценарии. Он считает, что для создания «единого места» необходимо осознание цели глобализации и разработка этических принципов сжатого мира.
- Принципы нравственности Природной этики: Автор формулирует принципы, направленные на поддержку Творчества, Альтруизма и инстинкта сохранения жизни. Он критикует фас-патриотизм и призывает к защите от вражды.
- Принципы власти Природной этики: Автор предлагает модель власти, основанную на принципах альтократии и открытого общества. Он вводит понятие Элиты как четвертой ветви власти, которая должна контролировать и направлять деятельность правительства.
Послесловие автора и Заключение:
Гаткер делится своими размышлениями о судьбе своих идей и о необходимости пересмотра устаревших этических систем. Он подчеркивает важность образования и недопустимость религиозного воспитания детей. В заключении он формулирует свой ответ на вопрос «Зачем родился?» и выражает надежду на создание элитократии и на появление популяции БОГОЧЕЛОВЕКОВ.
Ключевые цитаты:
- «Человек нравственен от рожденья»
- «Никто не рождается врагом другому»
- «познай свои врожденные инстинкты и живи в согласии с ними»
- «Каждому должна быть обеспечена возможность достижения положительных реакций на раздражение его врожденных инстинктов, угнетение врожденных инстинктов недопустимо»
- «Твори, трудись художник, не предавайся сну, ты времени заложник у вечности в плену» (Б. Пастернак)