Краткое содержание книги

Несвоевременные размышления - 'Давид Штраус, исповедник и писатель'

Ницше Ф.В.

Вступление:

Ницше начинает с критики общественного мнения в Германии, которое превозносит победу над Францией как триумф немецкой культуры. Он утверждает, что настоящая культура, основанная на единстве стиля, отсутствует в Германии, и победа была достигнута благодаря военной дисциплине и храбрости, а не культурному превосходству.

Образованный филистер:

Ницше вводит понятие "образованного филистера" - человека, который считает себя культурным, но на самом деле является варваром, отрицающим истинное искусство и стиль. Он живет в иллюзии культуры, созданной однородностью взглядов и потребностей его окружения.

«систематическое, доведенное до господства филистерство и имеет систему, это далеко еще не культура, даже не плохая культура, а только лишь противоположность ей, именно варварство, которое создавалось очень долго»

Исповедь Давида Штрауса:

Ницше анализирует книгу Штрауса "Старая и новая вера", рассматривая ее как исповедь образованного филистера. Он критикует Штрауса за публичное высказывание своей веры, которая, по мнению Ницше, не представляет интереса и является пошлой.

«мы хотим только намекнуть, как мы действуем, - говорит Штраус, - и как мы действовали долгие годы. Рядом с нашим призванием <…> мы стараемся иметь ум как можно более открытый для всех высших интересов человечества; <…> мы принимали живое участие в великой национальной войне <…> кроме того, мы стараемся расширить наше естествознание <…> наконец, в сочинениях наших великих писателей <…> мы находим поощрение и для духа и для мужества, для фантазии и юмора, поощрение, не оставляющее желать ничего большего. Так мы живем, как благодетельно проводим жизнь»

Критика "новой веры":

Ницше разбирает представления Штрауса о "новой вере" и "небе" филистеров, которое оказывается обыденной жизнью с посещением пивных, зоопарков и театров. Он критикует Штрауса за поверхностное понимание классиков и виртуозов, таких как Гейдн, Бетховен и Лессинг.

«Вдохновенное толкование предлагает нам водить самих себя за нос и оправдывается тогда, когда хочет сказать слишком много, начиная самым величайшим удовольствием и кончая всем самым лучшим»

Мужество филистера:

Ницше высмеивает "мужество" Штрауса, которое проявляется в громких словах и смелых заявлениях, но на деле оказывается трусостью и стремлением к личному удобству. Он критикует Штрауса за неспособность создать последовательную этику, основанную на теории Дарвина.

«Штраус, желая узнать на опыте, омертвело и расслаблено ли его чувство к вселенной, к этому "все" или нет, сам себя колет, потому что он знает, что можно колоть иглой любой член без боли в том случае, если он омертвлен и стал расслабленным»

Штраус как писатель:

Ницше анализирует стиль Штрауса, называя его "дурным актером" и "ничего не стоящим стилистом". Он критикует его за использование газетного языка, нелогичные обороты, смешение понятий и грамматические ошибки.

«Если бы кто-нибудь желал составить положительную грамматику современного всемирного стиля немецкого языка, и следовал бы правилам, которые, как ненаписанные и невысказанные, но требующие подражания, приказания изощряют свою власть на письменном страхе всякого, то он напал бы на удивительное представление о стиле и риторике»

Заключение:

Ницше выражает разочарование в культуре филистеров, которая господствует в Германии и препятствует развитию настоящей культуры. Он призывает к борьбе с этим явлением и к поиску истинной немецкой культуры, основанной на единстве стиля и творческом духе.

«Кто же осмелится опровергнуть их образы, тому следует серьезно опасаться говорить им в лицо из боязни их гнева, потому что они разучились различать жизнь от смерти, действительное от мнимого, оригинальное от поддельного, и Бога от идолов, и то, что их здоровый человеческий инстинкт к действительному и справедливому совершенно потерян»