Краткое содержание книги

188X

Сожженная Москва

Данилевский Г.П.

Часть первая: Нашествие Наполеона

I

Роман открывается картиной веселья и беззаботности в Москве накануне 1812 года. В доме княгини Анны Аркадьевны Шелешпанской празднуют крестины правнука и ожидают помолвку внучки Авроры с Василием Алексеевичем Перовским, молодым офицером, восхищающимся Наполеоном.

Граф Растопчин, московский главнокомандующий, предупреждает княгиню о неизбежности войны и советует уехать из Москвы. Аврора и Перовский, несмотря на разные взгляды на Наполеона, обручаются. Вскоре Перовский и его друг Митя Усов отправляются к своим полкам.

Ключевая цитата: «Никогда в Москве и в ее окрестностях так не веселились, как перед грозным и мрачным двенадцатым годом»

II-IV

Перовский, узнав о начале войны и вероломстве Наполеона, разочаровывается в своем кумире. Аврора и Базиль признаются друг другу в любви.

Ключевая цитата: «Я… заблуждался и никогда себе это не прощу»

V-VII

Аврора тайно приходит к Перовскому перед его отъездом, и они проводят ночь вместе. Новоселовка, родная деревня Мити, сжигается по приказу русского офицера, а сам Митя получает смертельное ранение.

Ключевая цитата: «Лучше бы не родиться не жить!»

VIII-X

Аврора узнает о начале войны и пишет письма Перовскому, рассказывая о событиях в Москве. Москва готовится к нашествию: формируются ополчения, жители покидают город.

Ключевая цитата: «Москва заволновалась, как старый улей пчел, по которому ударили обухом»

XI-XIII

Аврора и Илья Тропинин уезжают в подмосковное имение Любаново. По дороге они встречают няню Мити, которая рассказывает о его смерти. Вернувшись в Москву, они узнают о сожжении дома княгини.

Ключевая цитата: «Необходимость, - мыслила она, содрогаясь, - уставы, законы войны… Но кому было нужно и чем вознаградят, искупят смерть этого молодого, прекрасного, над кем теперь это зарево? Проклятия злодею, измыслившему эту войну!»

XIV-XXII

Илья попадает в плен к французам и работает декоратором в театре. Он узнает, что Перовский приговорен к расстрелу как дезертир. Илья бежит из плена и воссоединяется с Ксенией и княгиней. Аврора узнает о предполагаемой смерти Перовского.

Ключевая цитата: «Москва - конец Наполеону, могила его счастья и славы. Я этому верю, об этом молюсь… Иначе не может и быть!»

XXIII-XXIV

Перовский, обвиненный в дезертирстве, чудом избегает расстрела благодаря показаниям адъютанта Даву, который узнает в нем не того человека.

Ключевая цитата: «Где же истина, где божеская справедливость?»

Часть вторая: Бегство французов

XXV-XXIX

Тропинин, работая в театре, узнает о приговоре Перовскому и пытается ему помочь. Аврора, узнав о судьбе жениха, уезжает к дяде, а затем присоединяется к партизанскому отряду.

Ключевая цитата: «Неужели этот маршал… без справок, без суда?»

XXX-XXXIV

Тропинин бежит из плена и воссоединяется с семьей. Аврора узнает о сожжении московского дома княгини и о смерти Перовского.

Ключевая цитата: «Новый покойник в семье! - вздрогнув, подумала Аврора. - Умер Митя Усов; теперь же это о ком?»

XXXV-XLI

Аврора, движимая жаждой мести, решает убить Наполеона. Она присоединяется к отряду Фигнера, который планирует покушение на императора.

Ключевая цитата: «Насильник, насильник, - шептала она, - надругался над всем, что дорого и свято нам… ответишь!»

XLII-XLIV

Фигнер и Аврора проникают в Ошмяны, где находится Наполеон. Аврора стреляет в императора, но промахивается и погибает.

Ключевая цитата: «А! видишь меня? знай же…»

XLV-XLVII

Перовский, находясь в плену, переносит тяжелые испытания. Он бежит из плена и добирается до Парижа. Там он встречает Квашнина, который рассказывает ему о гибели Авроры.

Ключевая цитата: «От великого до смешного один шаг!»

Эпилог

Спустя 40 лет, Перовский, став генералом, возглавляет поход в Среднюю Азию. Он рассказывает своему крестнику, внуку Ксении, историю своей любви к Авроре.

Ключевая цитата: «Неисчерпаемая, великая эпопея… все эти незнакомые новому времени, но когда-то близкие нам весельчаки и печальники, счастливые и несчастные, имели свое утро, свой полдень и вечер. Теперь они, в большинстве, поглощены смертью… Дорогие, далекие покойники»