Краткое содержание книги

189X

Вертел

Мамин-Сибиряк Д.Н.

Часть I

История начинается в убогой гранильной мастерской Алексея Иваныча Ухова, где 12-летний сирота Прошка работает "вертелом", вращая колесо для шлифовки камней. Условия труда ужасные: теснота, грязь, наждачная пыль, длинный рабочий день и скудное питание. «Пустые щи да каша - вот и вся еда». Рабочие, включая старика Ермилыча, постоянно жалуются на Ухова, считая его плутом и эксплуататором. «Плут он, Алексей-то Иваныч, вот что!» Ухов обманывает покупателей, подменяя камни и завышая цены, но рабочие относятся к этому с юмором, считая, что господ не жалко.

Прошка мечтает о свободе и побеге в лес, ненавидя свое колесо и Ухова. Однажды в мастерскую приезжает богатая барыня Анна Ивановна с детьми, Володей и его сестрой, чтобы купить камни и показать детям процесс их обработки. Володя очарован Прошкой и его работой, называя его "вертелом" и просит мать отдать его в мастерскую. Анна Ивановна, тронутая тяжелым положением Прошки, предлагает ему учиться у нее по воскресеньям.

Часть II

Прошка начинает ходить к Анне Ивановне, его привлекает возможность хорошо поесть и новая обстановка. Анна Ивановна пытается перевоспитать Володю, показывая ему тяжелый труд Прошки, но Володя лишь больше увлекается работой "вертела". «Мама, отдай меня в мастерскую. Я хочу быть вертелом, как Прошка...»

Часть III

Прошка заболевает чахоткой, вероятно, из-за условий работы и плохого питания. Анна Ивановна предлагает Прошке переехать к ним, чтобы поправиться, но он отказывается. «Мне здесь лучше...» - упрямо отвечал Прошка. Он продолжает работать, несмотря на болезнь, из чувства долга.

Часть IV

Прошка слег и ему пристроили постельку в мастерской. Ермилыч ухаживает за ним с нежностью. «Ты бы поел чего-нибудь, Прошка! Экой ты какой!..» Но Прошка ничего не хочет есть и вскоре умирает. Анна Ивановна тяжело переживает его смерть и отказывается от ношения драгоценных камней. «Каждый такой камень напоминал бы ей умирающего маленького Прошку.»

Заключение

"Вертел" - это история о тяжелой жизни детей-рабочих в конце XIX века. Мамин-Сибиряк показывает контраст между бедностью и богатством, детским трудом и беззаботной жизнью детей из обеспеченных семей. История Прошки вызывает сочувствие и заставляет задуматься о социальной несправедливости.