Краткое содержание книги

192X

Двенадцать приемов литературной полемики, или Пособие по газетным дискуссиям

Чапек К.

Вступление:

Карел Чапек обращается к читателям, желая помочь им разобраться в хитросплетениях газетных дискуссий. Он сразу отмечает, что в этом виде борьбы, в отличие от других видов состязаний, «нет никаких правил». Цель автора – ознакомить читателя с основными приемами, используемыми в полемике, чтобы тот мог лучше понимать происходящее.

Двенадцать приемов:

  1. Despicere (смотреть свысока): Этот прием заключается в демонстрации превосходства над оппонентом. Цель – унизить его, показать его недостойным дискуссии. «Полемизировать, осуждать кого-то, не соглашаться и сохранять при этом известное уважение к противнику – все это не входит в национальные традиции».

  2. Termini (терминология): Использование специальных оборотов, которые выставляют оппонента в негативном свете: агрессивным, сумасбродным, ненормальным. «Будь вы даже человек на редкость тихий и безобидный, словно ягненок, с помощью подобных выражений вы будете наглядно обрисованы как субъект раздражительный, сумасбродный, безответственный и отчасти ненормальный».

  3. Caput canis (приписывать дурные качества): Прием заключается в использовании выражений, которые создают негативное впечатление об оппоненте, независимо от его реальных качеств. «Для ловкого полемиста попросту не существует свойств, точек зрения и душевных состояний, на которые нельзя было бы наклеить ярлык».

  4. Non habet (констатировать отсутствие): Указание на якобы отсутствующие у оппонента качества, необходимые для компетентного участия в дискуссии. «Ваши подлинные свойства не имеют значения – нужно найти, чего вам не дано, и втоптать вас в грязь, отправляясь от этого».

  5. Negare (отрицать наличие): Простое отрицание всех качеств и достижений оппонента, даже если они общеизвестны. «Если вы в течение десяти лет упорно твердили, что (допустим), верите в чертову бабушку или Эдисона, то на одиннадцатом году о вас можно заявить в полемике, что никогда еще вы не поднимались до позитивной веры в существование чертовой бабушки или Томаса Альвы Эдисона».

  6. Imago (подмена): Создание карикатурного образа оппонента, не имеющего ничего общего с реальностью, и последующее его опровержение. «Ему показывают, что он болван и глубоко заблуждается, приводя в примеры действительно глупые и ошибочные тезисы, которые, однако, не принадлежат ему».

  7. Pugna (избиение): Присвоение оппоненту или его идеям ложного названия и последующая борьба с этим вымышленным понятием. «Противника обвиняют в каком-нибудь непотребном „изме“ и потом разделываются с этим „измом“».

  8. Ulises (Улисс): Уклонение от сути вопроса и уход в сторону, чтобы запутать оппонента и затянуть дискуссию. «Благодаря этому полемика выгодно оживляется, слабые позиции маскируются и весь спор приобретает бесконечный характер».

  9. Testimonia (свидетельства): Использование цитат авторитетных личностей для подтверждения своей позиции и опровержения оппонента. «При известной начитанности на каждый случай можно найти какую-нибудь цитату, которая наповал убьет противника».

  10. Quousque… (доколе…): Утверждение, что позиция оппонента давно опровергнута и не заслуживает внимания. «Против того, что опровергнуто таким образом, не требуется приводить никаких новых аргументов».

  11. Impossibile (нельзя допускать): Отказ признавать правоту оппонента в чем-либо, даже в мелочах, чтобы сохранить видимость полной победы. «Стоит признать за ним хоть крупицу ума и истины – проиграна вся полемика».

  12. Jubilare (торжествовать): Завершение полемики с видом победителя, независимо от реального исхода дискуссии. «Искушенный полемист никогда не бывает побежден».

Заключение:

Карел Чапек подчеркивает, что эти 12 приемов – лишь наиболее распространенные, и призывает читателей быть бдительными и анализировать происходящее в газетных дискуссиях.