Лесков Н.С.
1.
Повествование начинается в переполненном постоялом дворе во время снежной бури. Рассказчик, Марк Александров, бывший старовер, вступает в диалог с другими постояльцами о вере и ангелах. Он начинает рассказывать историю о том, как он и его артель староверов стали свидетелями чудес, связанных с иконой ангела-хранителя.
2.
Марк описывает свою артель, возглавляемую Лукой Кириловым, и их глубокую привязанность к иконам, особенно к двум: Богородице и ангелу-хранителю. Ангел, по словам Марка, был изображен с «ликом... светлобожественным и этакий скоропомощный», крыльями «пространны и белы как снег» и мечом в руке.
3.
Артель прибывает в город на Днепре для строительства моста. Они обустраиваются на левом берегу, создавая временное жилище и молельню с иконами. Их пение привлекает внимание не только простых людей, но и иностранцев, включая главного строителя-англичанина Якова Яковлевича.
4-5.
В артели появляются два человека, которые становятся причиной будущих бед: ковач Марой, обладающий даром предвидения, и хитрый счетчик Пимен Иванов. Пимен, пользуясь доверием артели, начинает тайно брать деньги у жены одного чиновника, обещая ей чудеса по молитвам староверов.
6.
Жена чиновника, желая лично увидеть чудотворные иконы, посещает молельню, но староверы прячут свои настоящие иконы. Разочарованная женщина требует от Пимена вернуть деньги, угрожая рассказать о его обмане.
7.
Чиновник, муж женщины, попадает в неприятности с жидами, которые обманом забирают у него взятку и требуют ещё больше денег. Жена чиновника обвиняет староверов в неудаче и требует от Пимена 25 тысяч рублей, угрожая донести на них властям.
8.
Чиновники совершают набег на молельню, конфискуют иконы и запечатывают лик ангела-хранителя сургучом. Староверы решают выкрасть икону и поручают это Марку и молодому Левонтию.
9.
Попытки найти иконописца, способного создать копию иконы, приводят Марка и Левонтия в Москву. Они разочарованы царящей там атмосферой обмана и корысти среди иконописцев и торговцев святынями. Левонтий начинает сомневаться в своей вере.
10-11.
Марк и Левонтий отправляются на поиски иконописца Севастьяна. По пути Левонтий заболевает и оказывается в скиту старца Памвы, известного своим смирением. Левонтий умирает, приняв перед смертью православие. Марк, потрясенный случившимся, бежит из скита.
12-13.
Марк находит Севастьяна и возвращается с ним к артели. Севастьян пишет икону "Доброчадие" для жены англичанина, которая поражена его мастерством. Яков Яковлевич разрабатывает план похищения запечатленного ангела из монастыря.
14-15.
В ночь перед Рождеством Лука и Марой отправляются в монастырь. Яков Яковлевич крадет икону и передает её Луке, который чудесным образом перебирается по цепи через реку во время ледохода. Севастьян снимает печать с лика ангела, но отказывается запечатывать копию. Жена англичанина тайком прикрепляет бумажную печать к копии.
16.
Лука возвращает обе иконы в монастырь. Архиерей, увидев, что печать с копии исчезла, говорит о чуде и прощает Луку. Лука и Марой принимают православие, а за ними и вся артель, включая Марка. Они понимают, что запечатленный ангел привел их к единению с отечеством.
Заключение
Рассказчик завершает свою историю, подчеркивая, что для него и его товарищей неважно, какими путями Бог приводит человека к истинной вере, главное – достичь «жажды единодушия... с отечеством».