Пушкин А.С.
Глава 1:
Встречаем Чарского, молодого петербуржца, уставшего от своего амплуа поэта. Он стремится к светской жизни, скрывая свою страсть к стихосложению. Однажды его покой нарушает визит незнакомца – бедно одетого итальянца, который представляется художником и просит о помощи. Чарский, оскорбленный тем, что его приняли за собрата по перу, резко отказывает. Однако, узнав, что незнакомец – импровизатор, он раскаивается и обещает содействие.
«...эти люди подвержены большим невыгодам и неприятностям. Зло самое горькое, самое нестерпимое для стихотворца есть его звание и прозвище...»
Глава 2:
Чарский с энтузиазмом помогает итальянцу организовать выступление. Вдохновленный его талантом, он просит исполнить импровизацию на тему свободы поэта от мнения толпы. Италиянец соглашается и поражает Чарского своей способностью мгновенно превращать чужую мысль в собственную, рождая пылкие и стройные стихи.
«...Таков поэт: как Аквилон Что хочет, то и носит он...»
Глава 3:
Наступает день выступления. Зала княгини полна любопытной публикой. Импровизатор просит гостей предложить темы. Чарский, поддавшись уговорам, пишет тему о Клеопатре и ее любовниках. Жребий падает именно на эту тему.
«...жребий назначил мне предметом импровизации Клеопатру и ее любовников...»
Чарский поясняет, что имел в виду исторический факт о Клеопатре, предлагавшей свою любовь ценой жизни. Импровизатор, вдохновленный темой, начинает свое выступление. Он описывает роскошный пир Клеопатры, ее предложение и трех смельчаков, готовых заплатить жизнью за ночь с царицей.
«...В моей любви для вас блаженство? Блаженство можно вам купить...»
Импровизатор подробно описывает первых двух любовников – опытного воина Флавия и молодого мудреца Критона. Он заканчивает на том, как Клеопатра останавливает свой взгляд на третьем юноше.
«...И грустный взор остановила Царица гордая на нем...»
Анализ:
В отрывке "Египетские ночи" Пушкин противопоставляет два типа творческих личностей: Чарского, стесняющегося своего поэтического дара и стремящегося к светскому признанию, и итальянского импровизатора, живущего своим искусством и готового делиться им с миром.
Пушкин мастерски передает атмосферу светского общества, его поверхностность и любопытство. Он также ярко описывает процесс импровизации, подчеркивая его эмоциональность и спонтанность.
Отрывок обрывается на самом интересном месте, оставляя читателя в предвкушении развязки истории Клеопатры и ее любовников.