Короленко В.Г.
Часть I
Повествование начинается с описания одиночества рассказчика в якутской юрте, погруженной в морозную тьму. Его размышления прерывает лай собаки, возвещающий о прибытии гостя – бродяги Василия, известного как Багылай.
«Тьма!.. Только в трех местах тихо мерцали расплывчатые фосфорические пятна; это снаружи сквозь оконные льдины тускло заглядывал в юрту мертвящий якутский мороз»
Василий, поселившийся в тайге и ведущий хозяйство, рассказывает о своей жизни. Он гордится своим честным трудом и уважением, которое заслужил у якутов.
«Живу, могу сказать, не похваставшись, честно и благородно. Имею у себя корову, бычка по третьему году, лошадь... Землю пашу, огород»
Однако, в его словах и поведении проскальзывает внутренняя борьба и тоска по прошлой жизни, по свободе и приключениям.
«Эх, господин, ежели рассказать вам!.. Не видал я в жизни своей хорошего и теперь не вижу. Только и видел хорошего до восемнадцати лет. Ладненько тогда жил, пока родителей слушал. Перестал слушаться – и жизнь моя кончилась»
Василий предлагает рассказать историю своего побега с Соколиного острова (Сахалина).
Часть II – VIII
Рассказ переносит нас на пароход "Нижний-Новгород", везущий арестантов на Сахалин. В трюме происходит убийство трёх доносчиков, и Василий, как помощник старосты, попадает под подозрение. Старый бродяга Буран предсказывает ему суровое наказание и советует бежать.
«Слышь, парень, -- подошел раз к Василию старый, бывалый в переделках бродяга, -- как приедем на Соколиный остров, запасай ноги. Дело, братец, твое неприятно. Совсем табак твое дело!»
Василий собирает команду из одиннадцати человек, включая Бурана. Они планируют побег, запасаются провизией и с помощью гиляков добывают лодки для переправы на материк.
«…ночью-то от людей безопасно, а бог авось помилует, не потопит. А ветер-то все гуляет по проливу, волна так и ходит; белые зайцы по гребню играют, старички над морем летают, криком кричат, ровно черти»
Во время побега происходит столкновение с солдатами кордона, в результате которого погибают и солдаты, и Буран. Перед смертью Буран даёт беглецам наставления и рассказывает о пути на материке.
«…прикажи-ка, Василий, на этом месте домовину мне вырыть, потому что место хорошее. Пусть хоть ветер с амурской стороны долетает, да море оттуда плещет»
Беглецы переправляются через пролив и, преследуемые страхом и тоской, продолжают свой путь, стараясь избегать встреч с людьми.
«Ох, и люта же тоска на бродягу живет! Ночка-то темная, тайга-то глухая… дождем тебя моет, ветром тебя сушит и на всем-то, на всем белом свете нет тебе родного угла, ни приюту…»
Благодаря помощи бывшего тюремного смотрителя Самарова, беглецам удаётся избежать встречи с исправником и пополнить запасы. По совету Самарова, они разбиваются на мелкие группы и продолжают путь.
Часть IX
Василий, опьянённый свободой и азартом, решает продать своего коня и уйти в тайгу с товарищем Ахметкой, занимающимся опасным промыслом – доставкой спирта на прииски.
«Уйду с ним в тайгу… Что на меня так смотришь? Бродяга я, бродяга!..»
На этом рассказ обрывается, оставляя читателя с вопросом о дальнейшей судьбе Василия.
"Соколинец" – это не просто рассказ о побеге, это история о борьбе человека с судьбой, о тоске по свободе и родине, о выборе между честной жизнью и приключениями.
Короленко мастерски передаёт психологическое состояние героев, их внутренние конфликты и сомнения. Он показывает, что даже в самых отчаянных условиях человек способен на сострадание и взаимопомощь.
Образ Василия – это образ человека, разрывающегося между двумя мирами: миром спокойной, размеренной жизни и миром свободы и риска.
Финал рассказа оставляет читателя с чувством неопределённости и тревоги за судьбу героя, но в то же время с надеждой на то, что он сможет найти свой путь и обрести счастье.