Краткое содержание книги

Стихи

Бодлер Ш.

Вступление Анатолия Гелескула: "Жгучий взгляд"

Гелескул начинает с размышлений о сложности восприятия Бодлера, поэта, чье творчество пронизано тоской и мрачными образами. Он проводит параллели с другими "сложными" авторами, такими как Достоевский и Некрасов, подчеркивая их общую черту - "чуткость к страданию". Гелескул отмечает, что, несмотря на свой эгоцентризм, Бодлер сумел создать поэзию, которая находит отклик в сердцах многих, именно благодаря этой чуткости.

Он также размышляет о времени, в котором жил Бодлер - эпохе fin de siècle, отмеченной упадническими настроениями и социальными потрясениями. Париж Бодлера - это город контрастов, где роскошь соседствует с нищетой, а красота - с уродством.

Вступление завершается размышлениями о трагической судьбе поэта, который последние годы жизни провел в параличе, лишенный возможности творить.

Маяки

Это стихотворение - своеобразный гимн великим художникам прошлого: Рубенсу, Леонардо, Рембрандту, Микеланджело, Пюже, Ватто, Гойе, Делакруа и Веберу. Бодлер видит в них не просто мастеров, но "маяки", указывающие путь к истинной красоте и духовности. Каждый художник представлен с помощью ярких образов, отражающих его стиль и мировоззрение:

  • «Рубенс, лень и дремота бездумного тела»
  • «Леонардо, туманное зеркало тайны»
  • «Рембрандт, этот безвыходный мир божедомки»
  • «Гойя, шабаш вокруг и повсюду на свете»

Цыгане в пути

В этом стихотворении Бодлер рисует образ цыган - вечных странников, отверженных обществом, но свободных духом. Он подчеркивает их связь с природой и противопоставление оседлому образу жизни:

  • «Бредут они, провидческое племя»
  • «И жгучий взгляд в родное царство тьмы»

Музыка

Музыка для Бодлера - это способ escape, побега от серой реальности в мир мечты и воображения. Она возносит его над обыденностью, подобно кораблю, плывущему по волнам:

  • «Она, как море, с каждою волною Несет туда, Где теплится за тусклой пеленою Моя звезда»
  • «И в корчах бури слаще колыбельной Для моряка Пространство, раздираемое стоном!..»

Ущербный колокол

В этом стихотворении Бодлер сравнивает себя с "ущербным колоколом", который не может звучать в унисон с "победными звонами" благовеста. Он чувствует себя отверженным и неспособным к радости:

  • «Души расколотой надтреснутый металл Не откликается победным его звонам»
  • «Как раненый солдат под грудой мертвых тел»

Туманы и дожди

Бодлер находит странную красоту в мрачной погоде - снеге, дожде, тумане. Они созвучны его внутреннему состоянию - тоске и одиночеству:

  • «Снег, осеннюю грязь и весеннюю талость Я любил, и любовь эта в сердце осталась»
  • «На безлюдьи, в размытой дождем панораме, Где беснуются ветры, скрипя флюгерами, Неприкаянный дух мой не ищет тепла»

Сплин

"Сплин" - одно из ключевых понятий в поэзии Бодлера. Это чувство глубокой тоски, безысходности, отвращения к жизни. В стихотворении оно передано через тяжелые, удушающие образы:

  • «Когда гнетет зенит и воздух как удушье»
  • «А горизонт петлей сжимается все туже И превращает день в безрадостную ночь»
  • «И тянутся в душе беззвучной вереницей Безвестные гроба неведомых бедняг»

Вояж на Киферу

В этом стихотворении Бодлер переосмысляет миф о Кифере - острове любви. Вместо идиллического рая он видит мрачный пейзаж с висельниками и воронами, клюющими их плоть. Этот образ становится метафорой разочарования в любви и жизни:

  • «О нет, не жгучих тайн воскресшие обряды И не затерянный в укромной роще храм»
  • «Три шатких горбыля, над висельником сбитых, Вонзились в небеса, как черный кипарис»
  • «На острове любви не скрасили цветы Удавку двойника, лишенного могилы»

Лебедь

"Лебедь" - одно из самых известных стихотворений Бодлера. В нем он использует образ лебедя, вырвавшегося из клетки, как символ потерянной свободы и тоски по родине. Стихотворение также пронизано чувством ностальгии по старому Парижу, который исчезает под натиском модернизации:

  • «Вспоминая бараков линялые краски, Снова вижу тряпье за оконным стеклом И зеленые лужи в расплесканной ряске»
  • «Благородные крылья купая в отбросах И злорадное синее небо кляня, "Затопи все на свете!" - молил он о грозах»
  • «Новостройки, леса и лебедки по зданьям. Изменился Париж! Неизменна тоска»

К исходу дня

В этом стихотворении Бодлер выражает усталость от жизни и желание погрузиться в "прохладу небытия":

  • «Темнеет, но, не смолкая, Ликуя или скуля, Пытается жизнь людская Выписывать вензеля»
  • «Устал наконец и я. Лицом бы уткнуться в стену И кануть, покинув сцену, В прохладу небытия»

Заключение

Сборник "Стихи" Шарля Бодлера - это путешествие в мир тоски, красоты и разочарования. Поэт рисует мрачные, но одновременно притягательные образы, которые заставляют задуматься о смысле жизни, страдании и красоте. Его стихи пронизаны чувством одиночества и отчуждения, но в то же время они выражают глубокую любовь к искусству и природе.