1933
Святой Фома АквинскийЧестертон Г.К.
Введение:
Честертон сразу обозначает цель книги - познакомить читателя с фигурой Фомы Аквинского, побудить к дальнейшему изучению его трудов. Он предупреждает, что краткость очерка не позволит подробно раскрыть философские и теологические идеи Фомы, но даст общее представление о его месте в истории и значении для христианства.
Глава I. О двух нищих братьях:
Автор сравнивает Фому Аквинского с Франциском Ассизским, отмечая их разительные различия: Франциск - подвижный, порывистый, эмоциональный, Фома - медлительный, погруженный в себя, рациональный. Несмотря на это, оба они, по мнению Честертона, делали одно дело - развивали христианскую доктрину изнутри, делая ее более доступной для людей своего времени. Франциск обратился к природе, Фома - к Аристотелю, и оба они, по сути, заново утвердили Воплощение, вернув Бога на землю.
Честертон подчеркивает, что Фома Аквинский был одним из великих освободителей разума, примирившим веру с разумом, опытом и науками. Он учил, что чувства - это окна души, а разум имеет право питаться фактами. «Я понял каждую страницу, которую читал», - цитирует автор Фому, подчеркивая его любовь к книгам и знаниям.
Глава II. Беглый аббат:
Честертон рассказывает о происхождении Фомы, его знатном роде и родстве с императорами Священной Римской империи. Он описывает конфликт между папством и империей, который оказал влияние на жизнь Фомы. Автор подробно останавливается на фигуре Фридриха II, императора, противостоявшего папе и преследовавшего еретиков.
Фома с юности проявлял интерес к религии и тяготел к монашеской жизни. «А что такое Бог?», - спрашивал он учителей, стремясь к познанию истины. Он выбрал путь нищенствующего монаха-доминиканца, что вызвало гнев его семьи. Братья похитили Фому и заточили в башне, пытаясь заставить его отказаться от своего выбора.
Глава III. Аристотелева революция:
Честертон рассказывает об учителе Фомы - Альберте Великом, который был одним из основателей современной науки. Альберт, как и Фома, видел в Аристотеле источник мудрости, совместимой с христианством. «Вы зовете его тупым волом. Говорю вам, вол взревет так громко, что рев его оглушит мир», - пророчески сказал Альберт о Фоме.
Фома, освободившись из заточения, отправился вместе с Альбертом в Париж, где продолжил обучение и начал свою борьбу за признание Аристотеля. Он защищал право разума на исследование мира и утверждал, что научные открытия не противоречат вере, если факты действительно бесспорны.
Глава IV. Размышление о манихеях:
Честертон объясняет, почему Фома Аквинский так много внимания уделял борьбе с манихейством. Манихейство, по его мнению, - это отрицание жизни, утверждение, что природа - зло. В противовес этому, Фома, как и все христианство, утверждает, что Бог создал мир, и «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Зло - это не сама материя, а дурные помыслы и намерения.
Глава V. Истинная жизнь святого Фомы:
Автор описывает внешность и характер Фомы, его рассеянность и погруженность в размышления. Он рассказывает о чудесах, которые совершал Фома, и о его глубокой вере. «Тебя», - ответил Фома на вопрос распятого Христа, что он хочет получить в награду за свои труды.
Честертон подчеркивает, что Фома был не только великим мыслителем, но и поэтом, создавшим гимны, полные красоты и глубины. Он был человеком, который любил людей и стремился помочь им обрести истину.
Глава VI. Предварение томизма:
Честертон объясняет, почему томизм - это философия здравого смысла. В отличие от других философских систем, которые начинаются с парадокса и требуют отказаться от очевидного, Фома исходит из простого и понятного: «яйцо - это яйцо». Он признает реальность мира и разума, способного эту реальность постигать.
Глава VII. Вечная философия:
Честертон называет Фому Аквинского антропологом, создавшим учение о человеке. Он сравнивает его с агностиками, которые, подобно Фоме, готовы идти за разумом, куда тот поведет, но в итоге приходят к признанию "непознаваемого". Фома же, исходя из чувственного опыта, поднимается к постижению высшей истины.
Человек, по Фоме, - существо промежуточное, стоящее между Богом и животными. Он способен познавать мир и самого себя, он свободен в своих поступках и несет за них ответственность.
Глава VIII. Чему учит нас святой Фома:
Честертон говорит о том, что философия Фомы Аквинского не только рациональна, но и поэтична. Фома воспринимает мир непосредственно, минуя слова, и это придает его мысли особую свежесть и глубину.
Томизм - это единственная философия, которая действительно плодотворна, поскольку соединяет дерзкое сознание и удивительную реальность. Фома был либералом в том смысле, что верил в свободу мысли и спора, в равновесие и справедливость. Он предвидел опасность, которую несет поклонение торговле и предпринимательству.
Честертон сожалеет, что после смерти Фомы схоластика выродилась в бесплодное умствование, а манихейство возродилось в виде протестантизма. «Слово горит за словом, силлогизм за силлогизмом, золото рассуждений превращается в золото огня, гибнет сила и слава великой, древней мудрости», - пишет он о сожжении книг Фомы.
В заключение автор выражает надежду, что томизм возродится и поможет людям обрести упорядоченный мир и веру в реальность.