Мамин-Сибиряк Д.Н.
I. Вступление: Путешествие в Мурзинку
Повествование начинается с предложения рассказчику от его приятеля, Василия Васильича, посетить село Мурзинку, известное как центр добычи уральских самоцветов. Они отправляются в путешествие по железной дороге, наблюдая за оживлённой картиной весеннего Урала, где пробуждается золотодобывающая промышленность. В поезде они встречают Якуньку, молодого парня, везущего камни на выставку в Париж, и Захара Иваныча, нарядчика с приисков, увлекающегося философскими книгами.
II. Невьянск: Старина и промыслы
В Невьянске, старинном уральском заводе, герои посещают знаменитую наклонную башню, памятник демидовской эпохи. Рассказчик размышляет о былом величии Невьянских заводов и их нынешнем упадке, связанном с хищнической добычей золота. В городе процветают кустарные промыслы: изготовление сундуков, иконопись, "мороженое железо".
III. Путь в Мурзинку: Золотая лихорадка и духовность
Дорога в Мурзинку лежит через поля и деревни, где заметно влияние золотой лихорадки. Рассказчик отмечает контраст между земледельческим укладом и погоней за золотом, приводя примеры обогащения духовенства за счёт найденных на их землях месторождений.
IV. Мурзинка: Встреча с "каменной болезнью"
В Мурзинке герои знакомятся с местными жителями, "любопытствующими по части камешков", и их своеобразной терминологией. «Струганец», «тумпас», «смольяк» - так они называют различные виды самоцветов. Рассказчик узнаёт легенду о мурзинском берилле, проданном за бесценок и впоследствии оценённом в огромную сумму.
V. Гора Тальян: "Руководствование" камнем
На горе Тальян герои осматривают старинные и новые копи, поражаясь примитивности методов добычи. «Земляное положение, ничего неизвестно, а что бог пошлёт», - объясняет местный житель. Рассказчик критикует отсутствие организации и жадность скупщиков, приводя в пример историю с "артельным камнем" и семейной драмой.
VI. Геология и история самоцветов
Глава посвящена геологическому строению Урала и характеристике различных видов самоцветов: топазов, бериллов, аметистов, горного хрусталя, шерлов. Рассказчик упоминает о находках рубинов, сапфиров и даже алмазов на Урале. Далее следует экскурс в историю отношения человека к драгоценным камням, начиная с древних цивилизаций и заканчивая современными суевериями и модой.
VII. Екатеринбург: Центр торговли
Екатеринбург – центр торговли уральскими самоцветами. Рассказчик описывает путь камня от добычи до продажи, отмечая эксплуатацию мужиков-добытчиков и мастеров-гранильщиков со стороны торговцев. «Товар тёмный», - говорит он о камнях, цена которых зависит от множества случайностей.
VIII. Гранильное дело: Искусство и бедность
Глава посвящена гранильному промыслу на Урале. Рассказчик рассказывает об истории екатеринбургской гранильной фабрики, её значении и нынешнем упадке. Он приводит статистические данные, свидетельствующие о бедности и низкой грамотности мастеров, особенно в пригородах.
IX. "Сам": Торговля в номерах
Рассказчик описывает различные типы торговцев самоцветами: от крупных магазинов до мелких торговцев на толкучке и "торгующих в номерах". Он критикует их жадность и нежелание развивать дело, приводя примеры забавных и поучительных случаев.
X. "Каменная болезнь": Коллекционеры и подделки
Глава посвящена собирателям минералогических коллекций. Рассказчик выделяет три типа коллекционеров: специалистов, промышленников и любителей. Он приводит примеры "каменной болезни" и рассказывает о конкуренции со стороны искусственных камней, вызывающей негодование у истинных ценителей. В конце главы приводятся случаи воровства камней со стороны недобросовестных учёных и коллекционеров.
Заключение
"Самоцветы" - это не просто описание добычи и торговли уральскими камнями, но и размышление о человеческой жадности, невежестве и отношении к природе. Мамин-Сибиряк критикует хищнические методы добычи, эксплуатацию труда и косность торговцев, препятствующих развитию промысла. В то же время, он с симпатией описывает истинных ценителей камня, для которых самоцвет – это не просто товар, а частичка живой природы, хранящая в себе тайны и красоту.