1925
КрысоловЦветаева М.
Глава первая:
Поэма начинается с описания города Гаммельна – места благополучного, но скучного и бездуховного. Жители одержимы материальным достатком и порядком, а духовная жизнь их не интересует. «В городе Гаммельне дешево жить и помирать спокойно». Даже сны гаммельнцев лишены яркости и разнообразия, отражая лишь их повседневную рутину.
Глава вторая:
Цветаева живописует шумный рынок, где сплетни и новости распространяются со скоростью света. Внезапно город постигает бедствие – нашествие крыс. Грызуны пожирают запасы и разрушают имущество, сея панику и отчаяние. «Крысы да крупы». Бургомистр в отчаянии обещает отдать свою дочь замуж за того, кто избавит город от напасти.
Глава третья:
На рынке продолжается суета, торговки перекрикивают друг друга, предлагая свои товары. Сплетни о крысах и обещании бургомистра разносятся среди жителей. «Крысы-запасы!» Появляется загадочный человек в зеленом с дудочкой – Крысолов.
Глава четвертая:
Крысолов играет на дудочке, завораживая крыс своей музыкой. Старая крыса пытается предостеречь остальных, но ее никто не слушает. «Крысы, марш!» Крысолов уводит крыс к реке, где они все тонут.
Глава пятая:
Город ликует, радуясь избавлению от крыс. «Крысы утоплены!» Однако бургомистр отказывается выполнить свое обещание и дать Крысолову награду, считая музыканта недостойным своей дочери. «За музыкантов – замуж?» Советники поддерживают его, предлагая Крысолову лишь футляр для флейты.
Глава шестая и последняя:
Разгневанный Крысолов играет на дудочке новую мелодию. На этот раз его музыка завораживает детей. «Это флейта залилась!» Дети, очарованные звуками, следуют за Крысоловом, покидая город. «Я – за дальним. Я – за крайним». Они уходят в неведомую даль, оставляя Гаммельн опустевшим и погруженным в скорбь.
В поэме Цветаева использует яркие образы и метафоры, чтобы показать столкновение материального и духовного, обыденности и мечты. Крысолов становится символом свободы и творческого начала, противопоставленного мещанскому миру Гаммельна.