1924
Поэма КонцаЦветаева М.
"Поэма Конца" Марины Цветаевой – это пронзительная история любви, обреченной на трагический финал. Поэма разделена на 14 частей, каждая из которых представляет собой сцену с диалогами и авторскими размышлениями.
1. Предчувствие трагедии
Лирическая героиня встречает своего возлюбленного на условленном месте. Атмосфера наполнена напряжением и предчувствием беды: «Небо дурных предвестий: Ржавь и жесть». Их поцелуй безмолвен и холоден, словно прощание.
2. Дом, которого нет
Возлюбленный предлагает героине вернуться домой, но она отвечает, что у них нет дома: «Всеми ужасами Слов, которых ждем, Домом рушащимся — Слово: дом». Они говорят о доме как о символе утерянного счастья и невозможности найти приют в этом мире.
3. Чужие среди чужих
Героиня и её возлюбленный оказываются в ресторане, атмосфера которого пропитана пошлостью и фальшью. Героиня чувствует себя чужой в этом мире коммерческих отношений: «Нащучено, насмеяно, А главное — начитано! <…> Коммерческими сделками И бальным порошком».
4. Разные понимания любви
Героиня и её возлюбленный по-разному понимают любовь. Он предлагает ей уехать и начать новую жизнь, но она хочет умереть: «Любовь, это значит... — Храм? Дитя, замените шрамом На шраме!». Для неё любовь – это страсть, боль и неизбежная разлука.
5. Прощание
Героиня просит возлюбленного больше никогда не говорить о них: «Последнейшая из просьб. <…> Никогда ни слова О нас...». Она отказывается от его предложения уехать и выбирает смерть.
6. Чурающиеся соседи
Героиня и её возлюбленный идут по набережной, чувствуя себя чужими друг другу: «Чурающимися соседями Бредем». Они понимают, что их пути расходятся.
7. Мост как символ страсти
На мосту героиня сравнивает его со страстью, с «условностью: сплошное между». Она цепляется за него, как за последнюю надежду, но понимает, что это конец.
8. Признание
Героиня признается возлюбленному, что она «не более, чем животное, кем-то раненое в живот». Её душа ранена, и она не хочет больше жить.
9. Воспоминания о счастье
Героиня и её возлюбленный вспоминают молочную, где когда-то были счастливы: «Наш остров, наш храм, Где мы по утрам <…> Справляли заутреню». Эти воспоминания усиливают боль от предстоящей разлуки.
10. Бессмысленное слово
Героиня не может принять слово "расстаемся": «Ничего мне не говорит Сверхбессмесленнейшее слово: Рас—стаемся». Для неё это слово лишено смысла и не отражает глубину их связи.
11. За городом
Героиня и её возлюбленный оказываются за городом, понимая, что дальше идти некуда: «Дальше некуда. Здесь околевать». Она сравнивает жизнь с еврейским кварталом, где жить нельзя.
12. Поэты – жиды
Героиня говорит о том, что поэты в этом мире – изгои, как евреи: «В сем христианнейшем из миров Поэты – жиды!». Они обречены на страдания и непонимание.
13. Конец концу
Героиня гладит лицо плачущего возлюбленного и понимает, что это конец: «Глажу — глажу — Глажу по лицу». Она принимает его слёзы как прощальный дар.
14. Смех и слёзы
Героиня и её возлюбленный спускаются с горы. Три девушки смеются над его слезами: «Три девки навстречу Смеются. Слезам <…> Смеются!». Но героиня видит в его слезах красоту и силу, считая их «перлами В короне моей!».
Финал
Поэма заканчивается уходом возлюбленного: «И в полые волны Мглы — сгорблен и равн — Бесследно — безмолвно — Как тонет корабль». Героиня остаётся одна, с болью и воспоминаниями о любви, которая привела её к концу.