Основная идея: Книга исследует историю и современное состояние активно-игрового обучения в подготовке военных кадров российской армии, начиная с XVII века и до наших дней. Автор анализирует эволюцию игровых методов, их эффективность и влияние на развитие военного искусства.
I этап (XVII век): "Потешные" войска и выработка "безконфузства" воинов в играх
- Петр I и его сподвижники использовали "потешные" игры для отработки элементов боя и тактических приемов, закладывая основы активно-игрового обучения в формирующейся регулярной армии.
- Кожуховский поход (1694) - первые большие маневры, имитировавшие реальную войну с минимальными условностями, включая возможность реальных потерь. Это был первый опыт проведения двусторонних учений и маневров в истории военного обучения.
- Ключевая цитата: «…яко, в самом деле» - отражает стремление к максимальному приближению игр к условиям реального боя.
II этап (XVIII век): Учение войск по Румянцеву и Суворову
- П.А. Румянцев внес в игровую подготовку воинов нравственные начала и принципы разумной децентрализации и частной инициативы, приближая обучение к требованиям реального боя.
- А.В. Суворов заложил эмпирические основы применения игр в воспитании и развитии мышления воинов, используя элементы внезапности и неожиданные вопросы.
- Двусторонние учения Суворова с сквозной атакой приближали обучение к боевой обстановке и воспитывали наступательный дух.
- Ключевая цитата: «Учить войска тому, что необходимо на войне» (А.В. Суворов)
III этап (XIX век): Влияние прусской модели "военной игры"
- Внедрение германской модели "военной игры" привнесло шаблонность и жесткую структуру в подготовку Российской армии.
- Прогрессивные военачальники (М.И. Кутузов, П.И. Багратион, Д.В. Давыдов) адаптировали "военную игру" к особенностям Российской армии, включая учебные вводные и условия внезапности.
- Развитие теории "военной игры": классификация видов, определение целей, структуры, требований к участникам.
- Появление педагогических игр для отбора и обучения военных учителей.
IV этап (1900-1941 годы): От разложения царской армии к активно-деятельностному обучению Красной Армии
- Русско-японская и Первая мировая войны выявили недостатки в подготовке царской армии, включая недостаток инициативы и боевого духа.
- Формирование Красной Армии: внедрение лабораторного метода обучения с игропрактикой для интенсификации подготовки.
- 1920-30-е годы: крупные учения и маневры, разработка принципов их проведения, исследование опыта использования военной техники и психологической работы.
- Влияние педагогических идей: П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко.
- Метод "частного почина" ("разумного неповиновения") для развития инициативы.
- Манипулятивные игры Фурманова для обучения пропагандистов.
- Психологическая работа в армии: создание психологических лабораторий, внедрение "тестов успешности".
- Деловые игры Бирштейн (первые в мире) для подготовки специалистов для производства.
- Влияние репрессий: идеологизация и снижение творческой составляющей в подготовке военных кадров.
- Ключевая цитата: «…местный лучше судит… я вправо, должно влево – меня не слушать» (А.В. Суворов) - отражает важность частной инициативы.
V этап (1941-1945 годы): Имитационные военные игры в период Великой Отечественной войны
- Активное использование имитационных военных игр, отрабатывающих оперативно-тактические и стратегические операции с учетом боевого опыта.
- Подготовка резервов и боевая учеба: разветвленная система военного обучения.
VI этап (1946-1985): Развитие военных игр
- Дальнейшее развитие теории и практики военных игр: учения становятся более масштабными и комплексными, включают партийно-политическую работу и имитацию современного боя.
VII этап (1985-2000 годы): Сокращение учений и переход к деловым играм
- Экономические трудности: сокращение крупномасштабных учений, внимание переключается на деловые игры и активные методы обучения.
- Распространение деловых игр в образовании: переоценка роли игры в обучении взрослых.
- Классификация деловых игр: по направленности, наличию имитации, степени выраженности контекста профессиональной деятельности и функциональной направленности.
- Деловые игры в военно-профессиональном образовании: формирование профессионально важных качеств, знаний и умений.
- Проблемы внедрения игровых технологий: недостаточная подготовка преподавателей, отсутствие разработанной теории и методики, материально-технические ограничения.
- Ключевая цитата: «Learning by doing» (учиться действуя) - отражает суть активно-деятельностного обучения.
Заключение
Книга подчеркивает важность активно-игрового обучения в подготовке военных кадров и призывает к дальнейшему развитию теории и практики игровых технологий с учетом современных требований и вызовов.