Краткое содержание книги

1831

Собор Парижской Богоматери

Гюго В.

Книга первая открывается описанием праздника, объединяющего Крещение с праздником шутов в Париже 6 января 1482 года. Толпа собирается в большой зале Дворца правосудия, чтобы посмотреть мистерию, написанную Пьером Гренгуаром.

«Мистерию, и к черту фландцев!» - кричит школяр Жеан, недовольный задержкой из-за прибытия послов.

Представление прерывается появлением нищего Клопена Труйльфу, который оказывается приятелем одного из послов. Затем прибывает кардинал Бурбонский, вызывая суматоху и отвлекая внимание от мистерии.

«Сарра repleta mero!» - кричит Жеан, издеваясь над кардиналом.

Появляется посольство герцога Австрийского, а среди них выделяется чулочник Жак Копеноль, который предлагает избрать папу шутов по фламандскому обычаю.

«Крест истинный, да это не папа, а совершенство!» - восклицает Копеноль, увидев уродливого Квазимодо, звонаря Собора Парижской Богоматери, которого и избирают папой.

Внезапно появляется архидьякон Клод Фролло и уводит Квазимодо.

Книга вторая начинается с того, что Гренгуар, расстроенный провалом своей мистерии, бродит по Парижу. Он видит, как Эсмеральда, прекрасная цыганка, танцует на Гревской площади.

«Право, – думал Гренгуар, – это саламандра, это нимфа, это богиня, это вакханка с горы Менад!»

Гренгуар следует за Эсмеральдой и видит, как Квазимодо пытается ее похитить. Капитан Феб де Шатопер спасает девушку, а Квазимодо арестовывают. Гренгуар попадает во Двор чудес, где его приговаривают к смерти, но Эсмеральда спасает его, согласившись выйти за него замуж.

«Брат! – произнес цыганский король, возложив на их головы свои руки. – Она твоя жена. Сестра! Он твой муж. На четыре года. Ступайте.»

Книга третья посвящена описанию Собора Парижской Богоматери и панорамы Парижа с высоты его башен. Гюго размышляет о смене архитектурных стилей и о том, как книгопечатание постепенно вытесняет зодчество.

«Увы! Вот это убьет то. Книга убьет здание» - говорит Клод Фролло, глядя на печатную книгу.

Книга четвертая рассказывает о Клоде Фролло, который усыновил Квазимодо, и о его брате Жане, который вырос легкомысленным и распутным. Клод, одержимый жаждой знаний, изучает алхимию и другие оккультные науки.

«Медицина – дочь сновидений» - надпись на стене кельи Клода.

Книга пятая описывает встречу Клода Фролло с королем Людовиком XI, который жалуется на расходы и на непокорность своих подданных.

«Клянусь Пасхой! Его величество король сицилийский запечатывает свои грамоты желтым воском, точно король Франции. Мы, пожалуй, напрасно позволили ему это.»

Книга шестая рассказывает о том, как Жан, нуждаясь в деньгах, приходит к брату, но тот отказывает ему. Жан решает стать бродягой и присоединяется к шайке Клопена Труйльфу, которая готовится напасть на Собор Богоматери, чтобы освободить Эсмеральду.

«…Дорогой брат! Жеан все ваши советы превратил в солому и навоз, он попрал их ногами.»

Книга седьмая описывает встречу Эсмеральды с Фебом в комнате Фалурдель. Клод Фролло подглядывает за ними и в порыве ревности ранит Феба кинжалом. Эсмеральду обвиняют в покушении на убийство.

«О монсеньер, я люблю вас!» - говорит Эсмеральда Фебу.

Книга восьмая рассказывает о суде над Эсмеральдой. Ее пытают и приговаривают к смерти.

«…Salvum me fac, Deus, quomam mtraverunt aquae usquc ad anirnan meam.» - поют священники на суде.

Книга девятая описывает отчаяние Клода Фролло, который признается Эсмеральде в любви и предлагает ей бежать. Она отказывается. Клод приводит ее к затворнице Гудуле, которая оказывается ее матерью.

«…Un pedazo de pan! – заканчивал музыкальную фразу паралитик.»

Книга десятая рассказывает о том, как Тристан-Отшельник приходит за Эсмеральдой, чтобы отвести ее на казнь. Гудула пытается защитить дочь, но ее убивают. Квазимодо спасает Эсмеральду и уносит ее в собор.

«…Injixus sum in Umo profundi, el non est substantla.» - поют священники, когда Эсмеральду ведут на казнь.

Книга одиннадцатая описывает, как Клод Фролло вновь пытается овладеть Эсмеральдой, но Квазимодо спасает ее. Архидьякон погибает, упав с башни. Квазимодо исчезает.

«…Omnes gurgites tui et fluctus tui super me transierunt.» - поет Клод Фролло, уходя от Эсмеральды.

Эпилог рассказывает о том, что через несколько лет в склепе Монфокона находят два скелета – скелет Эсмеральды и скелет Квазимодо, обнимавшего ее.

«Это все, что я любил!» - последние слова Квазимодо.