189X
Административная грацияЛесков Н.С.
Часть 1: Смутное время
Рассказчик, бывший чиновник высокого ранга, вспоминает о времени, когда управлял университетским городом на юге во время турецкой войны. Город был охвачен революционными настроениями, исходившими в основном от университета, где студенты и профессора, преимущественно украинцы, были настроены против властей. Особую опасность представлял один профессор, талантливый оратор, которого называли «слободским Лассалем» за его влияние на студентов.
Часть 2: Поиск решения
Не зная, как справиться с профессором, рассказчик обратился за советом к местному архиерею. Тот предложил написать жалобу на профессора графу Дмитрию Андреевичу Толстому, министру просвещения. Письмо было отправлено, но никакого ответа не последовало, и рассказчик начал сомневаться в эффективности этого плана.
Часть 3: Неожиданный поворот
Внезапно ситуация изменилась: профессора стали избегать в обществе, студенты освистали его на лекции, а в его доме разбили окна. Вскоре профессора нашли мертвым с предсмертной запиской. Архиерей приписал это событие своему письму, но рассказчик сомневался в этом.
Часть 4: Zahme Dressur
Однажды рассказчик посетил цирк и был впечатлен выступлением укротительницы львов. Он поделился своим впечатлением с жандармским полковником, который удивился его выбору, так как методы дрессировки укротительницы были основаны на насилии. Полковник рассказал о другом методе - «zahme Dressur», который основан на мягкости и доверии, и сравнил его с тем, как рассказчик справился с профессором.
Часть 5: Истинная "грация"
Полковник раскрыл план архиерея: жандармерия подбросила адвокату Парасольке, завистнику профессора, фальшивый документ о том, что профессор является осведомителем. Парасолька поверил документу и распространил эту информацию, что привело к остракизму профессора и, в конечном итоге, к его самоубийству. Полковник восхищался «грацией» этого административного приема, который позволил устранить опасного человека, не запятнав репутацию властей.
Часть 6: Размышления о методах
Рассказчик, узнав правду, размышляет о том, что «злоучений оставлять не след, но и дразнить Европу тоже не годится». Он приходит к выводу, что «люди сегодняшнего дня не умеют вести свою линию аккуратно» и им не хватает «грации административных приемов», которая позволяет решать проблемы, не прибегая к насилию и не вызывая общественного резонанса.