Краткое содержание книги

1884

Экзамен на чин

Чехов А.П.

Часть 1: Предэкзаменационное волнение

Ефим Захарыч Фендриков, приемщик почтового отделения, готовится к экзамену на чин коллежского регистратора. Он сильно нервничает, особенно из-за учителя географии Галкина, с которым у него давний конфликт: «Учитель географии Галкин на меня злобу имеет и, верьте-с, я у него не выдержу сегодня экзамена». Пивомедов, учитель русского языка, пытается успокоить Фендрикова, уверяя, что на таких экзаменах обычно не заваливают: «Не волнуйтесь. У нас и примера не было, чтоб вашего брата на экзаменах резали. Проформа!»

Часть 2: Экзамен начинается

Прибывает инспектор народных училищ Ахамов, и экзамены начинаются. Сначала экзаменуют других кандидатов, а затем наступает очередь Фендрикова. Инспектор интересуется его службой и причиной сдачи экзамена: «Вы где служите?» Фендриков успешно справляется с диктантом, делая лишь несколько незначительных ошибок.

Часть 3: География и арифметика

Галкин начинает экзаменовать Фендрикова по географии, задавая сложные вопросы о правлении в Турции, притоках Ганга и местоположении Аракса. Фендриков не может ответить на вопросы, ссылаясь на плохую память: «Я географию Смирнова учил и, извините, не отчетливо выучил… Ганг, это которая река в Индии текет… река эта текет в океан». Инспектор переходит к арифметике, но Фендриков признается, что и ее не помнит, умоляя о снисхождении: «И арифметику не отчетливо… Даже отец протоиерей могут подтвердить… Век буду бога молить… С самого Покрова учусь, учусь и… ничего толку…»

Часть 4: Провал и торжество

Протоиерей Змиежалов с усмешкой замечает, что Фендриков уже заказал себе шапку с кокардой, предвкушая получение чина: «Уж и шапку с кокардой себе заказал…». Инспектор отпускает Фендрикова, и тот, несмотря на провал экзамена, отправляется с учителями в трактир праздновать. Фендриков испытывает смешанные чувства: радость от окончания экзамена и сожаление о потраченном времени на изучение ненужной стереометрии: «Экая жалость! Ведь этакая, скажи на милость, глупость с моей стороны! Зачем я стереометрию учил, ежели ее в программе нет? Ведь целый месяц над ней, подлой, сидел. Этакая жалость!»

Заключение:

Рассказ "Экзамен на чин" высмеивает формальность и бессмысленность экзаменационной системы, а также наивность и тщеславие главного героя.