Краткое содержание книги

1898

Одиночество

Куприн А.И.

Сцена: Речное путешествие

Молодожены, Вера Львовна и Владимир Иванович Покромцевы, наслаждаются речным путешествием на пароходе "Ястреб". Окруженные красотой природы и теплом своей любви, они чувствуют себя счастливыми и беззаботными. Вера Львовна очарована всем вокруг: пароходом, капитаном, лоцманом, пейзажами.

Сцена: Ночная тоска

С наступлением вечера и восходом луны, Вера Львовна ощущает необъяснимую тоску и страх. Владимир Иванович рассказывает о своем летнем пребывании в имении князей Ширковых, где он работал репетитором. Он упоминает о своем "романе" с юной княжной Кэт, что вызывает у Веры Львовны ревность и чувство отчуждения.

Размышления Веры Львовны

Вера Львовна размышляет о невозможности полностью понять другого человека, даже самого близкого. «Как я узнаю, что он испытывал во время своего рассказа?» Ее охватывает глубокая тоска и осознание своего одиночества. «Никогда, понимаешь, никогда двое людей не поймут вполне друг друга?..»

Сцена: Утреннее пробуждение

Владимир Иванович, проснувшись, находит Веру Львовну на палубе и пытается ее развеселить. Вера Львовна скрывает свои истинные чувства и говорит, что у нее просто бессонница.

Ключевые моменты повести:

  • Контраст между внешним счастьем и внутренней тоской: Повесть начинается с идиллической картины счастливых молодоженов, но постепенно раскрывает внутренние переживания Веры Львовны, ее страх одиночества и невозможность полностью понять своего мужа.
  • Тема непонимания между людьми: Рассказ Владимира Ивановича о своем прошлом романе становится катализатором для размышлений Веры Львовны о непреодолимой преграде между людьми, даже самыми близкими.
  • Одиночество как универсальное чувство: Вера Львовна осознает, что ее одиночество распространяется не только на отношения с мужем, но и на отношения с матерью, братьями и сестрой.
  • Принятие и приспособление: В конце повести Вера Львовна принимает решение жить, как все, подчиняться обстоятельствам и даже лгать, если нельзя говорить правду.

Цитаты:

  • «Зачем он мне рассказывал всю эту гадость?»
  • «Как проникнуть в самую глубь его души, в самые отдаленные изгибы его сознания?»
  • «Никогда, понимаешь, никогда двое людей не поймут вполне друг друга?..»
  • «Чего бы я ни дала за возможность хоть один только миг пожить его внутренней, чужой для меня жизнью…»
  • «…надо жить, как все, надо подчиняться обстоятельствам, надо даже лгать, если нельзя говорить правду.»