Куприн А.И.
Часть 1: Встреча в сквере
Рассказчик и его друг Зимин отдыхают в тенистом сквере, наблюдая за играющими детьми. Их внимание привлекает мужчина, везущий в кресле молодого человека с явными признаками умственной отсталости. Зимин неожиданно выражает глубокое сочувствие к увиденному, что удивляет рассказчика, знавшего его как человека веселого и сильного.
«Ах, бедный, бедный человек!» - произносит Зимин, и в его словах звучит искренняя жалость.
Часть 2: История Зимина
Зимин решает поделиться историей, которая навсегда изменила его отношение к людям с умственными отклонениями. Он рассказывает о своей поездке в Петербург для сдачи экзаменов в Академию генерального штаба. Город встретил его унылой погодой и серостью, а сама Академия подавляла своей грандиозностью.
«…я с гордостью и волнением пощипывал то место, где предполагались у меня в будущем усы» - делится Зимин своими юношескими амбициями.
Часть 3: Знакомство с Грачевыми
Вспомнив совет отца, Зимин разыскивает дальнюю родственницу, Александру Ивановну Грачеву. Он находит ее скромную комнату на Гороховой улице и знакомится с ней и ее сыном Степаном, который оказывается умственно отсталым.
«Это сыночек мой, он такой от рождения… Что ж… божья воля… Степаном его зовут…» - с грустью говорит Александра Ивановна.
Часть 4: Попытки лечения и финансовые трудности
Зимин начинает часто навещать Грачевых и пытается обучать Степана по системе швейцарского доктора, надеясь развить его умственные способности. Однако, он терпит неудачу на экзамене по фортификации и оказывается в тяжелом финансовом положении.
«…я все время был лицом к лицу с мыслью о самоубийстве» - признается Зимин, описывая свое отчаяние.
Часть 5: Сострадание блаженного
Голодный и отчаявшийся, Зимин приходит к Александре Ивановне и просит денег в долг, но она сама находится в бедственном положении. В этот момент Степан протягивает Зимину свои сбережения – горсть медных монет.
«Тэки, тэки, тэки…» - говорит Степан, предлагая свою помощь.
Часть 6: Прозрение и благодарность
Этот жест сострадания со стороны блаженного Степана глубоко трогает Зимина. Он понимает, что даже у людей с умственными отклонениями есть способность к любви и состраданию, что дает ему силы жить дальше.
«…я заплакал, как маленький мальчик» - признается Зимин, описывая свою реакцию на поступок Степана.
Заключение
Зимин заканчивает свой рассказ, признаваясь, что счастлив, что не стал «моментом» (офицером генерального штаба). Он обрел гораздо большее – понимание ценности человеческой жизни и сострадания.