1835
БереникаПо Э.А.
Эдгар Аллан По в своей новелле «Береника» погружает читателя в мрачный и запутанный мир Эгея, рассказчика, страдающего от меланхолии и мономании.
«Печаль многосложна. И многострадальность человеческая необъятна» - так начинает Эгей свой рассказ, сразу задавая тон повествования. Он описывает свое детство, проведенное в родовом поместье, окруженном атмосферой таинственности и мистики. «С этой комнатой и с ее книгами у меня связано все с тех пор, как я помню себя», - признается Эгей, подчеркивая свою склонность к уединению и погружению в мир книг.
В этом же поместье росла и его кузина Береника, полная противоположность Эгею: жизнерадостная, энергичная и беззаботная. «Она – стремительная, прелестная; в ней жизнь била ключом», - вспоминает Эгей.
Судьба обоих героев резко меняется с приходом болезни. Береника страдает от неизвестного недуга, который приводит к физическим и психическим изменениям, делая ее неузнаваемой. «Болезнь, роковая болезнь обрушилась на нее, как смерч, и все в ней переменилось до неузнаваемости у меня на глазах», - с горечью констатирует Эгей.
Сам Эгей страдает от мономании, которая проявляется в болезненной концентрации внимания на незначительных деталях. «Эта мономания, если можно так назвать ее, состояла в болезненной раздражительности тех свойств духа, которые в метафизике называют вниманием», - объясняет он. Его разум цепляется за мелочи, погружаясь в бесконечные размышления и теряя связь с реальностью.
Эгей признается, что никогда не испытывал к Беренике романтических чувств, видя в ней скорее объект для анализа и размышлений. «В самые золотые дни, какие знала ее необыкновенная красота, я не любил ее», - говорит он.
Однако с ухудшением состояния Береники, Эгей начинает испытывать к ней необъяснимый страх и трепет. Несмотря на это, они обручаются.
Незадолго до свадьбы, Эгей видит Беренику в библиотеке и его внимание болезненно фиксируется на ее зубах. «В этой загадочной улыбке взору моему медленно открылись зубы преображенной Береники. Век бы мне на них не смотреть, о господи, а взглянув, тут же бы и умереть!», - восклицает он.
Его мономания усиливается, и он становится одержим зубами Береники, видя в них некий символ и смысл. «Зубы! зубы!.. вот они, передо мной, и здесь, и там, и всюду, и до того ясно, что дотронуться впору», - описывает Эгей свое состояние. Он начинает верить, что обладание зубами Береники вернет ему душевный покой.
Эгей узнает о смерти Береники после приступа эпилепсии. Он проводит ночь в смятении, не помня, что происходило после известия о смерти Береники.
Утром он обнаруживает на своей одежде следы земли и крови, а на руке - отметины ногтей. Слуга рассказывает Эгею о оскверненной могиле и изувеченном теле Береники, которая еще жива.
Эгей понимает, что в состоянии безумия осквернил могилу Береники и вырвал ее зубы. «…из нее со стуком рассыпались зубоврачебные инструменты вперемешку с тридцатью двумя маленькими, словно выточенными из слонового бивня костяшками, раскатившимися по полу врассыпную», - описывает он ужасающую сцену.
«Береника» - это история о разрушительной силе одержимости и безумия. Эгей, погруженный в свой внутренний мир, не способен на нормальные человеческие отношения. Его мономания приводит к трагическим последствиям, уничтожая не только его самого, но и Беренику.
Новелла поднимает вопросы о природе человеческого разума, о границах между реальностью и иллюзией, о том, как легко человек может потерять контроль над собой и совершить ужасные поступки.