1900
Погибшая силаКуприн А.И.
Вступление:
Повесть открывается сценой в соборе, где художник Савинов заканчивает работу над изображением Богоматери с младенцем. Он испытывает чувство священного восторга и гордости, любуясь своим творением.
Встреча с прошлым:
Во время прогулки по бульвару Савинов встречает нищего, который просит милостыню, представляясь бывшим стипендиатом Императорской академии художеств. Вскоре художник узнает в нем своего бывшего товарища, Никифора Ильина, некогда подающего большие надежды.
Исповедь падшего гения:
Ильин рассказывает Савинову о своей жизни и о том, как его талант был погублен женщиной. Он вспоминает о встрече с княгиней Натальей Фаддеевной, которая очаровала его своим взглядом и стала причиной его падения. «В вашем альбоме я не нашла следов любви», - сказала она, заронив семя одержимости в душу художника.
Раб любви:
Ильин признается, что стал рабом любви Натальи Фаддеевны, терпя унижения и предательства. «Убирайся вон! Ты нищий! Ты мне ни зачем не нужен!», - кричала она ему, но он все равно возвращался, ослепленный страстью.
Погоня за деньгами и падение:
Чтобы удовлетворять прихоти Натальи Фаддеевны, Ильин начал погоню за деньгами, берясь за грошовые заказы и унижаясь перед меценатами. Ревность и мучения, которые он испытывал, видя измены княгини, привели его к пьянству и падению. «Все в пьяном угаре было», - признается он Савинову.
Без надежды на спасение:
Ильин рассказывает о своем окончательном падении и о том, как он опустился до уровня уличного нищего. Он просит у Савинова не квартиру и помощь, а всего лишь трешницу, чтобы забыться в пьяном угаре. «Не могу, душа горит… истерзался весь… Забыть не могу!..», - шепчет он, потеряв всякую надежду на спасение.
Заключение:
Повесть заканчивается сценой, где Савинов, глубоко тронутый историей Ильина, дает ему деньги на выпивку. Он понимает, что в этом несчастном человеке погиб огромный самобытный талант, погубленный страстью и слабостью.
Ключевые цитаты: