Краткое содержание книги

2002

Библия в документах истории

Юдовин Р.

Автор: Рами Юдовин (2002)

Цель книги: Исследовать Пятикнижие Моисея (Тору) в контексте исторических документов и археологических находок, сравнивая законы и традиции иудейского народа с культурами древнего Востока.

Метод исследования: Историко-критический, с привлечением текстуальной и литературной критики, археологии и изучения древних законов и религий.

Основной вопрос: Были ли законы Торы уникальны или подверглись влиянию окружающих народов?

Бытие

  • Сотворение мира:

    • Книга Бытия, подобно вавилонским и египетским текстам, описывает сотворение мира Словом. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Бытие 1:3).
    • Отличие Библии - монотеизм и представление о вечном Боге, не рождённом во времени.
  • Сотворение человека:

    • Схожесть с вавилонской поэмой "Когда боги, подобно людям..." в использовании образа глины/праха и духа.
    • Различие - цель сотворения человека: владычество над землёй в Библии, а не служение богам как в вавилонской поэме.
  • Рай и Дерево жизни:

    • Описание Эдемского сада напоминает храмовую роспись из Мари (18 в. до н. э.), где присутствуют деревья, херувимы и четыре струи воды.
    • Мотив Дерева жизни, дарующего бессмертие, встречается в египетской и месопотамской литературе.
  • Потоп:

    • История о потопе имеет параллели в сказаниях разных народов, особенно в аккадском эпосе о Гильгамеше.
    • Схожесть в деталях (размер ковчега, животные, выпуск птиц), но различия в мотивации и общей идее.
  • Вавилонская башня:

    • Рассказ о строительстве башни до небес и смешении языков перекликается с месопотамскими текстами о зиккуратах - высоких храмовых башнях.
  • Период патриархов:

    • Документы из Мари (18 в. до н. э.) подтверждают библейскую хронологию и распространённость имён патриархов в тот период.
    • Архивы Нузи проясняют значение домашних идолов (терафим) как символа права на наследство.
    • Законы Хаммурапи и документы Нузи отражают обычаи, связанные с бесплодием жён и предоставлением наложниц.
  • Авраам:

    • История о Саре, взятой фараоном и царём Авимелехом, возможно, представляет две версии одного события.
    • Апокриф книги Бытия дополняет рассказ о фараоне и Саре, упоминая исцеление возложением рук.
  • Поход четырёх царей:

    • Имена царей имеют соответствия в исторических документах, указывая на реальность событий.
    • Победа Авраама над войсками коалиции может быть преувеличением, призванным возвеличить патриарха или принизить героизм Давида.
  • Малки-Цедек (Мельхиседек):

    • Царь Салима (Иерусалима), благословивший Авраама, возможно, был жрецом хананейского бога Эля, носившего титул "Элион" (Всевышний).
    • История может иметь символическое значение, указывая на обязанность израильтян отдавать десятину священникам Иерусалима.
  • Потомство Авраама:

    • Обещание многочисленного потомства связано с верой Авраама.
    • Сара даёт Аврааму наложницу Агарь, следуя месопотамским обычаям.
  • Право Авраама:

    • "Праведность" Авраама означает его право на землю Ханаанскую, скреплённое жертвоприношением.
    • Потеря права на землю связана с "наполнением меры греха" жителей Ханаана.
  • Обрезание:

    • Обычай был распространён на древнем Востоке, в том числе в Египте.
    • История о Давиде и Сауле подтверждает отсутствие обрезания у филистимлян.
    • Обрезание имело сакральное значение (связь с божеством) и служило защитным талисманом.
  • Гости Авраама:

    • История о визите божества и двух спутников к Аврааму имеет параллели с угаритским эпосом об Акхите, где бог посещает героя Данеля.
    • Различие - духовный дар Аврааму (рождение сына) в отличие от материального подарка Данелю (божественный лук).
  • Содом и Гоморра:

    • История об уничтожении городов имеет общие черты с рассказом о потопе (дождь с небес, гибель населения, спасение праведников).
    • Научные исследования подтверждают катастрофу в районе Мёртвого моря.
    • История может быть связана с поучительным рассказом о жителях Гивы, пытавшихся надругаться над гостями.
  • Лот:

    • Автор Бытия, возможно, намеренно принижает Лота как прародителя враждебных Израилю народов (моавитян и аммонитян).
    • История о дочерях Лота, зачавших от отца, может быть высмеиванием этих народов.
  • Жертвоприношение Исаака:

    • История о готовности Авраама принести в жертву сына рассматривается как высший акт веры.
    • Во времена Авраама жертвоприношение детей было распространённым явлением.
    • Рассказ может говорить о заместительной жертве и отвержении человеческих жертвоприношений.
  • Пещера Махпела:

    • Место захоронения патриархов в Хевроне.
    • Описание пещеры раввином Биньямином из Толедо (12 в.) упоминает три пещеры с могилами патриархов и их жён.
  • Первородство:

    • Иаков приобретает первородство Исава за чечевичную похлёбку, что соответствует месопотамским обычаям выкупа первородства.
  • Лестница Иакова:

    • Видение лестницы, соединяющей небо и землю, встречается в египетских текстах и связано с представлением о связи с богами.
  • Обет Иакова:

    • Обет, данный Иаковом Богу, состоит из условия и обязательства, подобно договорам на древнем Востоке.
  • Иосиф:

    • История о попытке соблазнения Иосифа женой Потифара и ложном обвинении имеет параллели в египетском рассказе "Два брата".
    • Возвышение Иосифа до ранга второго человека в Египте напоминает историю министра Имхотепа во времена фараона Джосера.
  • Семиты в Египте:

    • Документы свидетельствуют о присутствии семитов в Египте в качестве рабов, переселенцев и высокопоставленных чиновников.
    • Земля Гошен, где жили сыны Израиля, была местом проживания кочевых племён.

Исход

  • Исход из Египта:

    • Важнейшее событие в истории израильского народа, датируемое примерно 1450 г. до н. э.
    • Письма из Эль-Амарны (14 в. до н. э.) описывают хабиру, возможно, связанных с вторжением израильтян в Ханаан.
  • Начальники работ:

    • Египетские документы подтверждают существование повинностей и надсмотрщиков над работниками.
  • Питом и Рамсес:

    • Города, построенные израильтянами, имеют египетское происхождение и упоминаются в египетских текстах.
  • Работы сынов Израиля в Египте:

    • Египетские документы описывают тяжёлые условия труда на полях и при изготовлении кирпичей.
  • Повитухи:

    • Имена Шифра и Пуа имеют семитское происхождение.
  • Камни для родов:

    • Родильный стул из двух камней упоминается в египетских текстах.
  • Рождение Моисея:

    • История имеет параллели с "Сказанием о Саргоне", но с существенными различиями.
    • Происхождение имени Моше (Моисей) может быть связано с египетским корнем, означающим "мальчик" или "рождаться".
  • Убийство египтянина:

    • Мотив Моисея - месть за избиение израильтян, а не террористический акт.
    • История объясняет бегство Моисея из Египта.
  • Бегство Моисея:

    • Рассказ "Странствование Синухе" описывает бегство египтянина в Сирию и поиск убежища у кочевников.
  • Праздник в пустыне:

    • Египетские документы подтверждают обычай праздников и выходных дней для работников.
  • Маги Египта:

    • Магия была широко распространена в Египте.
    • История о превращении посохов в змей/крокодилов отражает египетскую традицию магических действий.
  • Десять казней:

    • Казни, описанные в Исходе, могут быть объяснены природными катастрофами (загрязнение Нила, размножение насекомых, саранча, град, песчаная буря).
    • Египетские тексты ("Речения Ипусера", "Пророчество Нефертити") упоминают подобные бедствия.
  • Песах (Пасха):

    • Ритуал жертвоприношения ягнёнка и запрет на квасное связаны с историей Исхода и имеют символическое значение.
  • Число сынов Израиля:

    • Число 600 000 пеших мужчин может быть преувеличением или относиться к "подразделениям воинов".
  • Колесницы фараона:

    • Египетские документы подтверждают существование элитных подразделений колесниц.
  • Хвалебная песнь:

    • Песнь Моисея и Мариам имеет параллели с ханаанскими поэтическими произведениями (12-14 вв. до н. э.).
  • Тростниковое море:

    • Место перехода израильтян через море может быть связано с болотистыми озёрами к северо-западу от дельты Нила или с Акабским заливом.
    • Расхождение воды объясняется отливом и сильным восточным ветром.
  • Ханаан:

    • Список семи народов Ханаана упоминается в Библии и подтверждается историческими данными.
    • Хеттские документы указывают на переселение хеттов в Египет и, возможно, в Ханаан.
  • Я есмь - Эh"e ашер Эh"e:

    • Имя Бога Израиля YHWH (Яhве) встречается в аморейских и египетских текстах, указывая на его почитание в древности.
  • Манна и перепела:

    • Манна может быть выделением насекомых, частями куста или пищей неизвестного происхождения.
    • Перепела - мигрирующие птицы, которых легко ловить во время отдыха.
  • Вода из скалы:

    • История о воде, текущей из скалы, может быть связана с природными явлениями или с особым местом в Аравии.
  • Амалек:

    • Кочевое племя, с которым у израильтян была древняя вражда.
  • Руки Моисея:

    • Поднятые руки Моисея во время битвы с амалекитянами могут быть знаком благословения, обращения к Богу или передачи энергии.
    • Изображение в египетском папирусе Гринфельда показывает подобный мотив с поднятыми руками бога.
  • Гора Синай:

    • Месторасположение горы Синай вызывает споры.
    • Возможные варианты: Джебаль-Син Бишер в Египте или Джебаль эль-Лоз в Аравии.

Десять заповедей

  • Особенности:

    • Отличаются от остальных законов, считаются начертанными Богом на скрижалях.
    • Представляют собой концентрацию основных правил жизни израильтян.
    • Могут быть расширены и переработаны со временем.
  • Содержание:

    • Запрет на поклонение другим богам и создание идолов.
    • Запрет на произнесение Имени Бога напрасно.
    • Соблюдение субботы.
    • Почитание родителей.
    • Запрет на убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство и желание чужого имущества.
  • Сравнение с другими культурами:

    • Заповеди о почитании родителей и запрете на убийство, воровство и лжесвидетельство имеют параллели в законах Хаммурапи.
    • Суббота как день покоя уникальна для древнего Востока.
    • Стиль заповедей напоминает ритуал заключения союза между царём и подданными.
  • Разбивание скрижалей:

    • Моисей разбивает скрижали, вероятно, в знак расторжения договора с Богом из-за греха золотого тельца.

Книга Завета (Исход 21-23)

  • Содержание:

    • Гражданские законы (рабство, отношение к родителям, возмездие за ущерб).
    • Общественно-нравственные законы (защита слабых, запрет на лихву, залог).
    • Законы, посвящённые Богу (первенец, запрет на скотоложство и колдовство).
  • Сравнение с другими культурами:

    • Законы о рабстве, отношении к родителям, возмездии за ущерб и выкупе за невесту имеют параллели в законах Хаммурапи и ассирийском законодательстве.
    • Запрет на скотоложство встречается в хеттских законах.
    • Забота о слабых слоях населения (пришельцах, вдовах, сиротах) уникальна для древнего Востока.
  • Запрет на колдовство:

    • Возможные причины:
      • Связь с языческими культами.
      • Отделение израильтян от других народов.
      • Негативное влияние на психику человека.
      • Борьба за влияние с пророками и священниками.
      • Вторжение в запретную область и нарушение духовных законов.

Левит

  • Великая святыня:

    • Остатки от жертвоприношения, предназначенные для священников.
  • Соль Завета:

    • Соль символизирует прочность и святость, используется при жертвоприношениях.
  • Мирная жертва:

    • Жертва благодарности, по обету или добровольная.
    • Мясо делится между жертвователем, священниками и Богом (тук и кровь).
  • Кровь:

    • Запрет на употребление крови связан с представлением о душе, принадлежащей Богу, или с языческими культами.
  • Священник - машиах (помазанник):

    • Великий священник, помазанный специальной мазью как знак власти.
  • Роги жертвенника:

    • Выступы по углам жертвенника, служившие защитой от преследователей.
    • Возложение крови на роги - освящение жертвенника.
  • Жертва за ненамеренный грех:

    • Приношение козочки или овечки за грех, совершённый по ошибке.
  • Жертвы бедных:

    • Возможность принести в жертву птиц или муку для искупления грехов.
  • Сосуды из глины и меди:

    • Глиняный сосуд, в котором варилась жертва, разбивался, а медный - очищался.
  • Приношение правой голени:

    • Правая голень жертвенного животного отдавалась священнику.
  • Дни наполнения:

    • Ритуал назначения сыновей Аарона на службу при святилище, включающий омовение, облачение в одежды, помазание елеем и жертвоприношения.
  • Чужой огонь:

    • Смерть Надава и Авиуда, сыновей Аарона, за принесение "чуждого огня".
    • Запрет на траур для священников и употребление вина при служении.
  • Нечистые и чистые животные:

    • Подробное описание признаков животных, разрешённых и запрещённых в пищу.
    • Возможные причины запретов:
      • Ритуальная чистота и святость.
      • Отделение израильтян от других народов.
      • Диетические и гигиенические правила.
  • Половые запреты:

    • Запрет на инцест, мужеложство, скотоложство и жертвоприношение детей.
  • Не остригайте головы вашей кругом...:

    • Запрет на стрижку волос по кругу, возможно, связан с языческими обычаями.
  • Хуливший Имя:

    • История о сыне израильтянки, родившемся от египтянина, который хулил Бога Израиля.
    • Закон о наказании за хулу распространяется на всех, независимо от происхождения.
  • Око за око:

    • Закон о воздаянии за проступок, аналогичный законам Хаммурапи и принципу Lextalionis в Древнем Риме.
  • Юбилейный год:

    • Пятидесятый год, объявляемый годом освящения и свободы для всех жителей земли Израиля.
    • Отличие от месопотамского обычая освобождения рабов - зависимость от закона, а не от воли царя.
  • Шофар (рог):

    • Используется для возвещения юбилейного года и дня искупления.

Заключение: Книга "Библия в документах истории" демонстрирует, что законы и традиции иудейского народа, описанные в Пятикнижии Моисея, имеют как уникальные черты, так и параллели с культурами древнего Востока.