Краткое содержание книги

2002

Поэт нашего времени

Кустов О.

Август 1871 года: Шестнадцатилетний Артюр Рембо, полный дерзновенных надежд, готовится к поездке в Париж. Его ждёт встреча с Полем Верленом, признавшим талант юного поэта по нескольким отправленным стихотворениям. Рембо, уверенный в своей миссии изменить мир, выбирает для прочтения в Париже своё новое творение – «Пьяный корабль», способное, по его мнению, «пробить неба рдяную хмурь».

Философия поэзии: Для Рембо поэзия – не просто слова, а «философский камень», смысл, озарение и само бытие. Он стремится приблизиться к этому божественному знанию, перебросить мостик от земного к небесному, где «небосвод островов исступлённо льёт свет».

Свобода и буря: Свобода для Рембо – основа человеческого существования. Он сравнивает своё поэтическое путешествие с бурей, которая освободила и благословила его.

«Пьяный корабль» написан: Стихотворение, наполненное дионисийским вдохновением и аполлоновским мастерством, готово. Эрнест Делаэ, школьный друг Рембо, приходит в восторг от произведения и уверен в скором признании поэта.

Грусть Рембо: Несмотря на восхищение друга, Рембо испытывает грусть, понимая, что его живое слово окажется среди «мёртвых вещей» в Париже.

Встреча с фарисеями: Рембо сравнивает себя со Спасителем, который претерпевает мучения на земле ради спасения людей. Он готов принять обличье демона, чтобы быть ангелом на земле и научить людей понимать друг друга.

Поэзия и жрецы: Автор рассуждает о роли поэзии, которая дарует миру жрецов и героев, выбрасывая их детские души на берег земной юдоли.

Рембо – поэт нашего времени: Генри Миллер называет Рембо поэтом нашего времени, чьё будущее принадлежит ему. Автор подчёркивает важность момента «теперь», в котором мы слышим голос Рембо, осмелившегося начать «охоту на духов».

Милосердие поэта: Автор отмечает христианское милосердие Рембо, который не мстил своим недоброжелателям.

Выбор бытия: Рембо выбирает жизнь и свет, отдавая себя Богу и оставляя людям свою душу в виде песен и поэм. Он воплощает новый духовный тип, отрешенный от гамлетовского вопроса «быть или не быть» и фаустовской страсти к бессмертию.

Античность и христианство: Автор проводит параллель между Рембо и античностью, подчёркивая идею христианского рая в его творчестве.

Действие и мышление: Автор утверждает, что поэзия – это прежде всего действие, не допускающее зазора между образом жизни и мышлением.

Сопричастность: Автор видит сопричастность между Рембо и русской поэзией, отмечая их «негритянский» язык солнца и пламенную страстность.

Рембо изменил мир: Автор считает, что Рембо изменил мир больше, чем атомная война, поскольку он повлиял на само будущее.

Новый культурный организм: Автор видит в катаклизмах рубежа тысячелетий, предвиденных Достоевским, Ницше и Рембо, солнце и плоть нового культурного организма.

Христианство и современность: Автор утверждает, что христианство было и остаётся современностью, одним из лучиков которой был Артюр Рембо.

Духовная битва: Автор сравнивает духовную битву с человеческим побоищем и призывает быть готовым к ней, отправившись в метафизическое путешествие на «Пьяном корабле».